Сегодня в Украине сложилась достаточно парадоксальная ситуация. При обилии разнообразной информации, касающейся всех сторон человеческой жизни, определенная часть украинского населения сетует на ее недостаток. В первую очередь это касается сельского населения. Так, по результатам общенационального исследования, 84% собственников земельных паев испытывают информационный голод и 500 тысяч нуждаются в юридической поддержке по земельным вопросам.
Источники информации, которым крестьяне отдают предпочтение
Лидирующие позиции занимает, конечно же, телевидение. Его авторитет в крестьянской среде остается бесспорным. Оно является основным источником информации для большей половины опрошенных (59%). Это закономерно, так как телевизор есть практически в каждом сельском доме. Хорошо, что люди имеют возможность получать нужную им информацию, которая сама приходит в их дома. Важно, чтобы эта информация была действительно достоверной, а общение – доброжелательным, профессиональным и понятным для простого человека.
Не сдают своих позиций и печатные издания. Около половины (48%) крестьян сказали, что со страниц газет и журналов узнают многое о той информации, которая им необходима.
При этом лишь 28% респондентов назвали радио важным источником. Следует сказать, что данные исследований озадачили, так как всегда считалось, что именно радио, в частности, та самая «первая кнопка», занимает в жизни крестьян особое место.
«Сарафанное» радио – «наше все!»
В Украине, как, впрочем, и в других странах, во все времена существовало так называемое «сарафанное» радио. Это когда к распространению информации приобщаются родственники, друзья и просто знакомые люди.
«Сарафанное» радио и сейчас является эффективным средством коммуникации на селе. И это при наличии компьютеров, телевизоров, радио, газет, журналов. Специалисты склоняются к мысли, что «сарафанное» радио еще долго будет оставаться важным источником информации, которому крестьяне будут доверять.
Кто в данном случае распространяет информацию? Человек, который вызывает особое доверие: кум, брат, сват, близкий друг и т.д. Если им не доверять, то тогда кому?
Считается, что «сарафанное» радио способствовало вхождению Польши в Евросоюз. Дело в том, что в свое время многие поляки выезжали в европейские страны на заработки. Работая там, они знакомились с жизнью местного населения, его бытом, культурой, традициями. И когда возвращались домой, рассказывали об увиденном своим родным и знакомым. И им верили. Верили даже больше, чем официальным источникам информации. Специалисты признают, что именно «сарафанное» радио в значительной степени настроило поляков на вхождение в объединенную Европу.
Сельский голова – всему голова!
В Украине на «сарафанное» радио также возлагаются большие надежды. Но во всем нужен научный подход – основную ставку следует делать на тех людей – носителей информации, которые могут предоставить действительно квалифицированный совет. Это могут быть председатели сельских и поселковых советов, неформальные лидеры – сельские активисты, фермеры, учителя и пр. Они должны, с одной стороны, пользоваться авторитетом у селян, с другой – сами пройти соответствующее обучение. В настоящее время именно в этом направлении сконцентрировано внимание государственных служб и разработаны соответствующие проекты иностранных неправительственных организаций, эффективно работающих в Украине уже не первый год. К слову, 43% опрошенных назвали председателей сельских советов важным источником информации.
Для большинства сельских жителей Украины Интернет как потусторонний мир - все о нем слышали, но никто не видел
Исследования показали, что как бы это печально бы не было, но реалии таковы: село не «дружит» с Интернетом. Лишь 14% респондентов назвали его важным источником информации, 8% – не очень важным, а 79% – совершенно неважным.
Этому есть несколько пояснений. Так, среди владельцев земли только 12,6% людей в возрасте до 39 лет. При этом значительная часть селян (79%) имеет почтенный или очень почтенный возраст. Для многих из них Интернет – то же, что и потусторонний мир: все о нем слышали, но никто не видел.
Другим немаловажным фактором является то, что, по свидетельству провайдеров, только насытив мегаполисы качественной связью, они возьмутся за село.
Так, аналитик компании GfK Ukraine Андрей Радевич, рассказывая об особенностях распространения Интернет в городах и селах, отметил: “Чем меньшим является населенный пункт, чем дальше он от мегаполиса, тем худшая там ситуация с Интернетом. Чем старше жители, тем меньшим является спрос на Интернет. Хотя, по большому счету, в селах наибольшей проблемой является не отсутствие спроса, а отсутствие качественного предложения».
А пока дело за мобильными технологиями. Именно они должны способствовать проникновению Интернета на село.Что необходимо учитывать при выстраивании эффективных коммуникаций с селом
Чтобы максимально эффективно донести нужную информацию до крестьян, следует использовать все средства коммуникаций – как традиционные СМИ, так и «сарафанное» радио, вкладывая в последнее и время, и ресурсы, необходимые для обучения основных носителей знаний и опыта.
Не следует обольщаться по поводу того, что если необходимая информация размещена на сайте или портале, то ее обязательно увидят, прочтут и возьмут на вооружение. Как показала суровая действительность – это далеко не так. До сих пор отношение к Интернету у селян очень настороженное. Самые простые операции, такие как, например, ежедневное использование электронной почты, у многих, даже относящихся к верхушке власти на селе, вызывают недоверие, поэтому являются проблематичными. Также немаловажным является и стоимость Интернет-услуг, которая, зачастую, является достаточно большой, а главное – непонятной. А зачем выбрасывать деньги неизвестно на что, когда и других трат достаточно?
Что же касается самого сельского населения, то здесь можно сказать только одно: «Учиться, учиться, и еще раз – учиться!» Ведь даже при условии наличия нормального подключения к сети Интернет, которое в будущем обещают провайдеры, компьютерную грамотность еще никто не отменял. А без нее дорогостоящим компьютером вместе с модемом можно будет разве что гвозди забивать.
11 окт. 2013 г.
Украинские села требуют актуальной и профессиональной информации
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий