9 декабря 1905 г. (22 декабря по новому стилю):
Поздно вечером в Москве на Чистых прудах войска начали штурм здания реального училища А. Фидлера , в котором засели юные дружинники (в основном студенты). Штурм сопровождался артиллерийским обстрелом здания. Резонанс вызвал не сам штурм, а резня, которую уланы устроили по отношению к студентам уже после их сдачи – было зарублено до 20 человек. Уже в ночь на 10 декабря в ответ на это событие вся Москва начала покрываться баррикадами. Политическая стачка превращалась в вооруженное восстание.
9 декабря 1917 г. (22 декабря по новому стилю):
В ночь на 22 декабря передовые отряды Рудольфа Сиверса вступили в Харьков, ставший местом сбора красных войск, отправляемых на Дон для борьбы против Каледина. Сиверс попытался устанавливать свои революционные порядки в Харькове, но встретил сопротивление будущего лидера Донецкой республики Артема-Сергеева. Антонов-Овсеенко вспоминал: «Сейчас же по прибытии его в Харьков (в ночь на 22 декабря) у него пошли нелады с местным ревкомом. К отряду на вокзал прибыли члены местного Комитета большевиков, во главе с т. Артемом, добивавшиеся от отряда отказа от каких бы то ни было враждебных действий против Харьковских радовцев». На самом деле, к приезду Сиверса большевики во главе с Артемом прочно контролировали власть в городе и не хотели эксцессов. Антонов за это сильно осерчал на Артема, сдерживавшего анархизм прибывавших в Харьков отрядов. В глазах Антонова и будущих членов ЦИК Украины Артем и руководители Донецко-Криворожского обкома выглядели настоящими либералами.
В Харькове в здании Дворянского собрания открылся 3-й экстренный съезд Советов Донецкого и Криворожского бассейнов. Судя по некоторым данным, именно на этом съезде планировалось провозглашение Донецкой республики. Однако два обстоятельства помешали этому. Во-первых, выяснилось, что этот съезд не является правомочным: при необходимости наличия представителей, как минимум, 70 Советов на съезде были зарегистрированы делегаты лишь от 46. Тем не мене большинством 46 против 18 делегатов съезд сам себя признал правомочным «в силу исключительного политического момента». При этом меньшевики во главе с Я. Рубинштейном заявили о том, что они не участвуют в голосованиях и остаются на съезде лишь «с информационными целями».
Прибывшие на харьковский съезд представители Всеукраинского съезда объяснили, по каким причинам они не смогли провести своего съезда в Киеве. Вот как это описала харьковская пресса: «Представитель Киевского краевого съезда Советов делает сообщение о причинах, не давших возможности заседать в Киеве краевому съезду и заставивших большинство представителей рабочих и солдат оставить съезд. Часть из покинувших краевой съезд прибыла в Харьков и предлагает областному съезду Советов Донецкого и Криворожского бассейнов объединиться для совместного обсуждения политических вопросов». Заметьте, речь идет о двух КРАЕВЫХ равноправных съездах! В дальнейшем Донецко-Криворожский съезд продолжил работать: с утра заседал совместный с киевлянами съезда, а во второй половине дня работал Донецко-Криворожский.
В газете харьковских большевиков «Донецкий пролетарий» за подписью «Рабочий» опубликована статья «Борьба с предателями Украины», в которой автор в резкой форме предупреждает Раду о том, чтобы она не препятствовала действиям Красной гвардии против Каледина. Статья гласила: «Мы уже знаем, как в Киеве и в других местах контрреволюционная часть украинства издевалась над революционными украинцами. При разоружении авиационного парка в Киеве с солдат стаскивали сапоги и гимнастерки. Их всех 600 вывезли из Украины. Между тем там из 600 человек было 400 кровных украинцев и только 200 неукраинцев… Мы нигде не разоружили, нигде не нападали на украинские полки. Мы вместе с революционными украинскими полками дрались за землю без выкупа, за мир, против контрреволюции! На нас же нападали везде, в глухую полночь, как разбойники, одураченные Петлюрами банды людей, опорочивших своим поведением имя Украины. Нашу Красную гвардию расстреливали и обезоруживали… Ввиду того, что Харьков – база для борьбы с Калединым, ввиду того, что задержка продовольствия, угля и металла оставила бы рабочих севера России без хлеба и работы, а крестьян без орудий, железа, мануфактуры, а фронт – без пищи и поддержки – сдача нами Харькова корниловцам и калединцам из Рады была бы преступлением. Поэтому наши революционные войска (украинские и северяне) заняли прошлой ночью железную дорогу. Мы определенно заявили, что всем, кто нам будет мешать вести борьбу с контрреволюцией и спасать рабочих Донецкого бассейна, – мы окажем вооруженное сопротивление».
Большевиками закрыта популярнейшая харьковская газета «Южный край».
По распоряжению и.о. комиссара Харьковского почтово-телеграфного округа И. Кожевникова (будущего наркома почт и телеграфов Донецкой республики), уволены почтовые служащие Харькова, которые пытались объявить забастовку.
Заметила революционные события в Харькове и гимназистка Мария Вишневская:«Ночью были пушечные выстрелы. Мы бросились к окнам. На утро оказалось, что большевики взяли броневиков. Но это меня не трогает, почти не касается… С каждым днем все больше нарастает во мне уверенность, что я уродец. Если бы я была красива, о!» Вот именно, какие там пушечные выстрелы, когда на повестке дня переживания юной леди о своей внешности!
22 декабря 1918 г.:
Довольно странное ограбление было сорвано в Харькове. Четыре грабителя совершили налет на квартиру купца Мендельзона. И уже во время налета двое из них застрелили двух своих коллег. Официальная версия была такова: якобы два опытных налетчика Мошлевский и Семенов пытались нанять в качестве напарника казака Давыдова. А тот под видом опыного коллеги привел своего переодетого офицера. И уже во время налета казак с офицером напали на грабителей.
Венгры ликвидировали «Гуцульскую республику», провозглашенную накануне в селе Ясиня.
Советское правительство России признало советские правительства Латвии и Литвы.
В Омске после начала большевиками восстания против адмирала Колчака колчаковцами расстреляны 25 членов Комитета членов Учредительного собрания (Комуча). Затем в Омске в течение нескольких дней расстреливались заподозренные в причастности к восстанию. Почему-то в фильмах и передачах о ставшем ныне модным Колчаке эта тема не освещается.
22 декабря 1919 г.:
Командующий 1-й Конной армией С. Буденный отдал приказ развивать наступление в Донбассе, завладев Попасной и Дебальцево. Помимо прочего, приказ гласил: «Командиру железнодорожного броневого отряда курсировать бронепоездами на линии ст. Лисичанск – Лоскутовка, имея один бронепоезд у железнодорожного моста по левую сторону Сев. Донца».
Общее собрание коммунистов Гомеля направило в Харьков поздравительную телеграмму: «Общее собрание Гомельской организации коммунистов, получив отрадное известие о взятии Харькова вооруженными рабочими и крестьянами, шлет освобожденным рабочим от ига контрреволюционныз банд горячий привет и питает уверенность, что скоро весь украинский пролетариат и крестьянство освободятся от хищников мирового капитала и восстановят красную Советскую власть на Украине».
Всеукраинским ревкомом принято «Временное положение об организации Советской власти на Украине».
Бердянский парткомитет отчитался о положении дел в ЦК, вспоминая ужасы махновщины: «На долгое время останется в памяти гостиница «Метрополь» № 18 для членов партии и сочувствующих, а также и беднейшего населения г. Бердянска. Многие члены и сочувствующие партии коммунистов (большевиков) арестовывались за принадлежность к партии и отправлялись в гостиницу «Метрополь» № 18, где подвергались шомполованию и другим невероятным издевательствам, какие только могли устраивать бандиты батьки Махно».
Советское правительство предложило мирные переговоры Польше, которая данное предложение проигнорировало.
22 декабря 1920 г.:
В Москве начался 8-й Всероссийский съезд Советов, утвердивший план ГоЭЛРО. Это был последний съезд, на котором пока еще дали возможность выступить представителям меньшевиков и эсеров. Среди делегатов съезда был и Ф. Артем-Сергеев.
22 декабря 1922 г.:
Из-за споров о режиме лечения Ленина Надежда Крупская в хлам разругалась с Иосифом Сталиным.
22 декабря 1936 г.:
Бывший нарком Донецко-Криворожской республики И. Варейкис переведен с должности первого секретаря Сталинградского краевого комитета ВКП(б) на Дальний Восток.
Хронология: 22 декабря | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта
Комментариев нет:
Отправить комментарий