21 дек. 2015 г.

Хронология: 21 декабря | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта

9 декабря 1879 г. (21 декабря по новому стилю):
В Гори родился будущий вождь всех народов Иосиф Джугашвили (Сталин), сыгравший значительную роль и в судьбе Донецкой республики. Именно Сталину в начале 1919 г. было поручено Советом обороны: «уничтожить Кривдонбасс». И он уничтожил…
А узнаете, кто это? Это ваш покорный слуга на родине вождя, в том самом Гори:
8 декабря 1905 г. (21 декабря по новому стилю):

Началась всеобщая забастовка российских железнодорожников.
В ночь на 8 декабря полицией арестованы некоторые лидеры московского комитета РСДРП, призвавшего накануне к всеобщей забастовке.
В Москве произошли первые вооруженные стычки полиции и восставших рабочих. Полиция пыталась разогнать многочисленный рабочий митинг в саду «Аквариум» и разоружить дружинников.
8 декабря 1917 г. (21 декабря по новому стилю):
Будущий лидер Донецкой республики Ф. Артем-Сергеев, несмотря на занятость по подготовке областного съезда Советов, нашел время написать своей сестре Дарье Чернице письмо из Харькова, в котором оправдывается за невозможность навестить родных. Артем признается, что, едучи из Австралии, думал туда вернуться: «Мне кажется, не придется провести даже Рождество в кругу своих домашних. Когда я уезжал из Австралии, я не ожидал, что я так долго заживусь в России. Тем более я не ожидал, что мне придется забраться в Учредит. Собрание. Тем более, что Учредит. Собрание сейчас учреждение далеко не из весьма приятных. Во всяком случае оно довольно-таки беспокойное». В этом же письме сообщил адрес своей будущей жены Елизаветы Репельской (Харьков, ул. Ботаническая, д. 12, кв. 5) и обещал, что она как медик поможет приобрести и выслать лекарства для лечения матери Артема.
В Харьков съехались большевики, изгнанные Центральной Радой с 1-го Всеукраинского съезда Советов. По данным официозных украинских историков, их прибыло 124 человека. Хотя, судя по документам съезда, на самом деле их было гораздо меньше. Харьковские большевики, готовившие 3-й областной съезд Советов и провозглашение Донецкой республики, мягко говоря, не очень обрадовались приезду непрошеных гостей. По воспоминаниям Евгении Бош, на просьбы будущего «советского правительства Украины» разместить киевлян по квартирам, харьковцы ответили: «Устраивайтесь как хотите. Мы не обязаны предоставлять вам квартиры». В итоге делегатов съезда, а затем и членов Цикуки, разместили в… харьковской тюрьме! Бош писала: «Подшучивая над «страхами» харьковчан, очевидно, боявшихся нашего соприкосновения с делегатами «их» съезда, и своим «тюремным положением», мы направились по темным закоулкам к знакомым каменным стенам. Старая, но еще не забытая картина: часовые, пропуск, двор —каменный мешок, надзирательница и, наконец, камера… Дней 10 товарищи прожили в своем, не совсем обычном для добровольного вселения, помещении».
Харьковская тюрьма
В Харькове создан штаб Красной гвардии во главе с будущим военным наркомом Донецкой республики М. Рухимовичем. Тот на первом заседании штаба заявил:«Мы не допустим, чтобы нас разоружали и не дадим ни одного патрона, хотя бы для этого пришлось лечь костьми всем».
Ленин назначил Антонова-Овсеенко командующим советскими войсками на Юге России. В тот же день Антонов выехал в сторону Харькова. Надо отметить, что в сопроводительных документах, выданных Лениным Антонову, речь шла лишь о действиях того против калединцев. Ни словом – ни полусловом не оговаривалась возможность боевых действий против Центральной Рады. По-видимому, по состоянию на 8 декабря Совнарком еще не собирался воевать с Радой, надеясь урегулировать с ней конфликт без применения оружия.
Совет старост харьковского завода «Герлях и Пульст» постановил: «Завод Герлях и Пульст… реквизирован и ведение работ передано заводскому комитету и комиссару завода Лугановскому».
Общее собрание рабочих и служащих типографии газеты «Южный край» постановило: «Принимая во внимание возмутительную травлю этой газетой рабочего класса, что может вызвать закрытие газеты органами революционной власти, …взять газету под свой контроль явочным порядком. Для этой цели избрана комиссия из 7 лиц». Правда, от окончательного закрытия это газету не спасло.
Железнодорожные рабочие Белополья (Сумской уезд) отказались выполнять распоряжения Центральной Рады, заявив, что подчиняются Петрограду.
В Орле красными разоружен эшелон казаков, шедший на Дон (360 человек, 2 орудия). Казаки были после разоружения отпущены домой.
21 декабря 1918 г.:
Примерно в 21.00 советские войска вошли в Купянск, перед этим оставленный немцами. Вот как об этом вспоминал Антонов-Овсеенко: «Петлюровцы заблаговременно бежали. Вместе с 10-м украинским полком, в Купянск вошел и повстанческий ревком». 
Советская газета «Беднота» сообщила: «Украинскими советскими войсками занят г. Волчанск (в Харьковской губернии). Население помогает им преследовать удирающих белогвардейцев».
Советское командование передало Ударную группу войск, готовившуюся для наступления на Харьков, в ведение наркома Донецкой республики И. Кожевникова, переименовав ее в «Группу особого назначения».
Состоялось заседание харьковской городской Думы. Атмосфера этого мероприятия красочно описана местной прессой: «Заседание 21 декабря носит несколько необычный характер: тусклое освещение лампами и свечами, почти полное отсутствие публики – холодно. Настроение подавленное».
Петлюровские власти Харькова постановили не вступать в переговоры с лидерами всеобщей забастовки в городе, поскольку она была объявлена местным Советом рабочих депутатов, не признанным петлюровцами.
Харьковская белогвардейская газета «Новая Россия» в своей редакционной статье выразила протест в связи с закрытием петлюровской властью русских газет в Киеве. Газета писала: «Демократическая власть, празднующая свою легкую победу на Украине, ознаменовала свое торжество закрытием почти всех не-украинских газет в Киеве. Столь решительная репрессивная политика по отношению к печати, по-видимому, является первым шагом на пути к осуществлению лозунга «твердой влаасти»: «Побілш рішучости, а поменьш сантиментів, от що треба переводити в нашому житті»… Судьба царской власти, которая вела непрестанную борьбу с русской печатью, – у всех пред глазами. Нет ничего легче, как силою принудить к молчанию инакомыслящих, но нет ничего труднее, как совладать с теми настроениями, которые неизбежно создаются в атмосфере вынужденного молчания».
В той же «Новой России» опубликован примечательный фельетон «Путаница», в котором описывались переживания детей по поводу ожидания первого в истории россии «Старого Нового года»: «Детвора озадачена: в этом году два Новых Года будет! Один перед Рождеством, другой после Рождества. Новый Новый Год, который придумали взрослые. И обыкновенный Новый Год, который сам всегда бывает. Первый, конечно, не настоящий. Потому: где же это видано, чтобы Новый Год перед Рождеством случился. Это все равно, что Пасха в четверг, так что страстная суббота в среду приходится. Вообще, взрослые что-то напутали. С одной стороны – сразу два Новых Года, с другой – ни одного Рождества. Потому что Рождество будет уже в 1919-м году… Хорошая реформа, когда, по нянькиному выражению, не знаешь: не то тебе два подарка получать, не то вовсе без подарков оставаться… Вообще, со взрослыми что-то не ладно».
В ночь на 21 декабря у стены Софиевского собора в Киеве, недалеко от памятника Богдану Хмельницкому, петлюровцы зверски убили известного российского генерала, героя первой мировой войны, георгиевского кавалера Федора Келлера.
Федор Келлер
Кстати, на днях в Харькове издательство «Фолио» выпустило замечательный фотоальбом из коллекции генерала Келлера с уникальными фотографиями первой мировой войны. Правда, тираж маловат – всего 1 тыс. экземпляров. Есть надежда, что в следующем году найдутся средства на переиздание более солидным тиражом. На этом фото, опубликованном в альбоме, генерала Келлера заносят на носилках в госпиталь:
Правительство Венгрии утвердило закон о создании автономной Русской Крайны.
21 декабря 1919 г.:
Части 1-й Конной Армии, развивая наступление в Донбассе, заняли Рубежное. Отчет начальника штаба армии В. Погребова сообщал об этой операции следующее: «В районе ст. Рубежная доблестная 2-я бригада 6-й кавдивизии под командой лихого кобрига тов. Апанасенко лихим налетом атаковала противника, вырубив до 500 человек, 300 человек взято в плен (кавалеристов), захвачено шесть орудий, из них два горных, а остальные 3-дюймовые, 1000 лошадей с седлами и обоз с военным имуществом».Согласно этим сводкам, в бою у Рубежного погиб командир уланской дивизии генерал П. Чеснаков. Хотя есть данные, что он дожил до 1948 г. и умер в Сербии.
Иосиф Апанасенко
Советские войска, развивая свое наступление на Юге России, в 8.00 заняли Кременчуг.
Командующий Южным фронтом Егоров, находясь в Серпухове, издал приказ № 1957 о борьбе с бандитизмом и партизанщиной в тылу Красной армии.
21 декабря 1935 г.:
Бывший харьковский рабочий, ветеран революции по фамилии Гордиенко написал воспоминания «Вооруженное восстание в декабре 1905 года», в которых, в частности, описал решающую роль Ф. Артема-Сергеева в декабрьских событиях в Харькове. Вот что писал Гордиенко: «Видя, что на заводе набралось несколько тысяч народу и что среди присутствующих находятся люди еще не искушенные в революционных выступлениях, а также колеблющиеся, т. Артем на общем митинге в столовой завода и во дворе по решению Федеративного Совета обратился ко всем с таким предложением: «кто считает для себя честью до конца бороться с самодержавием с оружием в руках …, тот должен крепче сжать оружие в руках и оставаться на заводе до прихода паровозников и рабочих других заводов со своими боевыми отрядами, кто колеблется, не уверен в силе рабочего класса, тот может свободно и немедленно покинуть территорию завода». Якобы после этой речи Артема никто не ушел…
Хронология: 21 декабря | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта

Комментариев нет:

Отправить комментарий