Открываем ателье: главное — чтобы костюмчик сидел! / Статьи / Бизнес-старт / Бизнес-гид на Prostobiz.ua
«Я согласна, что вопросы привлекают креативностью, — согласилась Юлия Пучнина, совладелец и директор Creative Studio. — Однако я была против такого наполнения раздела «Вакансии». Ведь мы же ищем не дизайнеров, а швей и закройщиц, которым не обязательно проявлять верх изобретательности. Но, увы, остальные члены коллектива настояли именно на такой формулировке».
И вправду, не боги горшки обжигают, однако и они, как видим, нуждаются в одежде. Что уж говорить об украинцах, предпочитающих индивидуальный пошив бутиковому шопингу! Увеличение числа желающих не скупаться, а обшиваться как раз и дало толчок развитию сектора частных ателье.
Большинство швейных мастерских сконцентрировано в городах-миллионниках.
И чем дальше от них, тем меньше мест, где душа, жаждущая поиска собственного стиля в одежде, может удовлетворить свои амбиции. К примеру, в Виннице, с населением в 400 тыс. человек, всего два частных ателье индивидуального пошива.
Как правило, частные мастерские открывают люди, с молодых лет посвятившие себя этой деятельности, потомственные портные. Либо же те, кто, не имея профессионального образования, тем не менее, преуспел в индивидуальном пошиве. Так произошло с Любовью Кошелевой, директором винницкого ателье «Грация». Будучи по образованию связистом, предпринимательница занималась пошивом одежды на дому, впоследствии превратив увлечение в доходный бизнес. Тем не менее владельцы швейных мастерских не советуют неофитам бросаться в омут индивидуального пошива — мол, отсутствие профессиональных навыков может похоронить бизнес.
Но если желание обзавестись собственным ателье так уж велико, можно избрать «малые формы»: к примеру, организовать мастерскую по ремонту одежды. Подогнать по фигуре платье, подшить брюки, эффектно обыграть заплатку на детской куртке, обметать шторы и т.д. — все это ой как востребовано рынком! Бизнес этот мелкий, требует меньших, нежели в случае с ателье пошива одежды, вложений, но при этом рентабельность этих двух направлений, как показал опрос «ВД», сравнима.
Для открытия ателье понадобится, перво-наперво, помещение. Обязательные условия — наличие хорошего освещения (как естественного, так и искусственного), возможность подключения профессионального швейного оборудования, работающего при напряжении 380 вольт. Площадь помещения напрямую зависит от количества наемного персонала: при штате 8 человек достаточно 50 кв. м. Это если речь идет об индпошиве. В случае же организации ателье по ремонту одежды, где заняты, как правило, не более 2-3 человек, можно обойтись куда меньшими площадями. К слову, данное направление более всего востребовано в спальных массивах, а там, как известно, аренда даже офисных помещений обходится на порядок дешевле. В среднем аренда в Киеве обойдется от $500 в месяц и от $400 — в регионах.
На сегодняшний день стартовая сумма для запуска нового ателье очень сильно варьирует. «Для того чтобы открыть точку по ремонту одежды в каком-нибудь торговом центре, достаточно и $1 тыс. Этих денег достаточно для приобретения хорошей швейной машинки, оверлока и утюга, — уверена Юлия Пучнина. — Если же речь идет о более профессиональном подходе, а соответственно — и качественном оборудовании, то минимальная сумма составит $10 тыс.: ведь только профессиональный утюг стоит порядка $1,5 тыс., швейная машинка — от $500. А еще понадобятся гладильные доски, манекены, расходные материалы».
Специалисты единодушны в том, что 70% первоначальных затрат — покупка профессионального оборудования. Оно стоит дорого, поэтому многие пытаются на нем экономить, покупая подержанные швейные машинки. Такой подход можно считать лишь временной мерой, ибо техника имеет свойство морально и физически устаревать, усложняя мастерам работу с новыми типами тканей. Оставшиеся 30% направляются на зарплату сотрудникам, аренду помещения и расходные материалы.
Первые годы жизни ателье, как, впрочем, и любого начинания — не из легких. Сроки окупаемости зависят от амбиций владельцев и той ниши, в которой представлена мастерская. Если речь идет о ремонте одежды, это может быть и год.
А вот в случае индивидуального пошива — не менее трех. «Более того, в деятельности ателье преобладает обслуживание постоянных клиентов. Как правило, человек приходит в любое ателье, и если ему понравилось качество выполненных работ, он остается обслуживаться надолго», — рассказала Марина Василенко, дизайнер, владелец «Ателье Марины Василенко».
И если для полноценной мастерской по пошиву одежды успех предприятия обеспечивает постоянная клиентура, то для собственников заведений по ремонту одежды главное — обзавестись офисом в бойком месте. В последнем случае даже реклама не нужна, чего не скажешь об индивидуальном пошиве — для привлечения людей «со стороны» игроки используют рекламу в специализированных СМИ и все чаще прибегают к интернет-рекламе.
Кстати, никто из игроков, опрошенных «ВД», так и не смог внятно объяснить, чем необходимо руководствоваться, формируя перечень предлагаемых услуг. Что выгоднее шить — детскую или мужскую одежду?
А может, стоит ремонтировать и шить женскую одежду, а по ходу дела еще и постельное бельишко строчить — доподлинно неизвестно. Однозначно новичку не рекомендуют осваивать сегмент пошива свадебных и вечерних платьев: он якобы заполнен. «Для нас пошив свадебных платьев, скорее, допуслуга для постоянных клиентов, а основная специализация — пошив комбинированных вещей (трикотаж плюс мех), — сказала Ирина Пархоменко, директор и основатель дома моды «Ирина». — Я считаю, что в Украине достаточно ателье, специализирующихся на свадебной атрибутике, посему вряд ли это можно расценивать как конкурентное преимущество».
Если о конкуренции между самими ателье говорить пока что даже неуместно, то за профессиональные кадры шьющих и закраивающих наблюдается настоящая драка. Специалиста мало найти, его надо еще и постараться удержать, так как хед-хантинг в этой сфере процветает вовсю. «Мой совет всем начинающим работать в этой сфере: не обучать персонал за счет ателье. Лучше принимать людей с опытом работы. Набравшись достаточно опыта и ознакомившись со всеми секретами работы, человек, естественно, захочет большего и уйдет», — полагает Любовь Кошелева. Впрочем, такой пессимизм свойствен далеко не всем участникам рынка. Владимир Омельченко, директор днепропетровского ателье VEO-professional, наоборот, считает, что нужно стараться подбирать молодежь, у которой есть кое-какие задатки, а также желание работать и учиться. И, соответственно, заниматься их обучением. Именно так три года назад поступили руководители Creative Studio. Они попросту отобрали в училище 5 перспективных студенток. До сих пор из ателье не ушла ни одна. Однако владельцам, исповедующим такой стиль подбора кадров, надо быть готовыми к повышению зарплаты своих подопечных по мере профессионального роста, иначе их с радостью примут в свои объятия коллеги по цеху.
Оплата труда швеи и закройщика — сдельная. В среднем они получают по 30% от стоимости заказа. Если же человек обладает навыками двух означенных специальностей, то его заработок может составлять до 50%. В абсолютных цифрах речь идет о сумме не менее $400 в месяц.
Однако обеспечить людям конкурентную заработную плату крайне сложно, разве что повышая себестоимость продукции. «Поднять зарплату рядовому персоналу до уровня именитых дизайнеров нереально: у них ведь и стоимость продукции не менее нескольких тысяч долларов. А за неимением достойной оплаты труда люди просто покидают ателье. Что же касается профессионализма работников, то главное — посмотреть, что человек умеет и может, а не диплом о профильном образовании», — утверждает Виталий Сахно. А вот для Ирины Кепкановой наличие «корочки» об окончании швейного училища важно: подбор персонала она проводит только среди квалифицированных кадров. «Самоучкой в этом деле быть нельзя, — считает она. — Нужен колоссальный опыт в работе с тканями, выкройками и новейшим оборудованием».
Лучший способ привлечь потенциального клиента — применить пресловутый индивидуальный подход. Из приходящих в ателье людей 70% приносят эскизы и ткани для будущего изделия, остальные — либо просят модельера «придумать что-нибудь», либо выбирают из авторских разработок. Ирина Кепканова, к примеру, готова создать для человека целый гардероб, а вот Виталию Сахно как-то пришлось обшивать бывшего спортсмена, у которого 78-й размер одежды.
Кое-кто из портных также предпочитает брать с клиентов предоплату — «чтобы не кинули». Так, киевский салон- ателье «ПАНДА Эксклюзив» берет 30% от общей суммы заказа при использовании материала заказчика и 50% — при использовании материала ателье. Также можно заработать и на срочности исполнения. Быстродействие может принести ателье дополнительных 30-50% от прайсовой стоимости заказа.
Итак, у нестандартных людей вполне стандартные желания — носить красивую и удобную одежду. Кроме того, обладатели среднестатистических размеров предпочитают облачение нетривиальное. Однако же удовлетворить такие желания без помощи частных портных и тем, и другим — сложно. Вот сегмент индивидуального пошива и растет на 10-15% ежегодно, откраивая целевую аудиторию у магазинов, торгующих массовым товаром.
Оборудование
Минимальный набор оборудования для открытия швейного ателье — оверлок, две швейные машины, закройный стол, утюг, гладильная доска, манекен, вешала. По примерным подсчетам, как показывает бизнес-план ателье, весь комплект обойдется примерно в 100 тыс. руб. В целях экономии можно приобрести подержанные швейные машины. Их стоимость вдвое меньше новых.
Если в планах расширять производство, понадобится промышленное оборудование. Цены на него начинаются от $1000. На таких машинах скорость работ и качество гораздо выше, зато оно, в отличие от бытового, выполняет только один вариант строчки.
Запас вспомогательных инструментов (ножницы, метр, лекала, иглы, сантиметры) и расходных материалов (нитки, дублерин, молнии, плечевые накладки) пополняется ежемесячно.
«Если бы вам пришлось придумывать одежду для греческого бога Аполлона, что бы вы ему посоветовали? А где должны располагаться карманы на жакете продавца мороженого?». Если вы думаете, что это тест на сообразительность, то сильно ошибаетесь. Такие вопросы журналисты «ВД» нашли в разделе «Вакансии» на сайте Creative Studio интернет-ателье индивидуального пошива одежды.
«Я согласна, что вопросы привлекают креативностью, — согласилась Юлия Пучнина, совладелец и директор Creative Studio. — Однако я была против такого наполнения раздела «Вакансии». Ведь мы же ищем не дизайнеров, а швей и закройщиц, которым не обязательно проявлять верх изобретательности. Но, увы, остальные члены коллектива настояли именно на такой формулировке».
И вправду, не боги горшки обжигают, однако и они, как видим, нуждаются в одежде. Что уж говорить об украинцах, предпочитающих индивидуальный пошив бутиковому шопингу! Увеличение числа желающих не скупаться, а обшиваться как раз и дало толчок развитию сектора частных ателье.
Ателье: заказать «под себя»
«Актуальность индивидуального пошива объясняется тем, что многие люди трепетно относятся к качеству каждого шва на одежде. Также играет роль желание выделиться, плюс у большинства людей — нестандартные фигуры», — поясняет Виталий Сахно, дизайнер, владелец ателье VS-DESIGN. Более того, в случае пошива «под себя» человек также не рискует оказаться с кем-то в одинаковой одежде. Особенно это касается женщин. Каждая состоявшаяся женщина хочет выглядеть красиво и стильно. Ирина Кепканова, конструктор-модельер авторского салона мод «Зеленая зебра», уверена, что нет ничего хуже для такой женщины, чем оказаться на официальном мероприятии в таком же наряде, что и у другой дамы.Большинство швейных мастерских сконцентрировано в городах-миллионниках.
И чем дальше от них, тем меньше мест, где душа, жаждущая поиска собственного стиля в одежде, может удовлетворить свои амбиции. К примеру, в Виннице, с населением в 400 тыс. человек, всего два частных ателье индивидуального пошива.
Как правило, частные мастерские открывают люди, с молодых лет посвятившие себя этой деятельности, потомственные портные. Либо же те, кто, не имея профессионального образования, тем не менее, преуспел в индивидуальном пошиве. Так произошло с Любовью Кошелевой, директором винницкого ателье «Грация». Будучи по образованию связистом, предпринимательница занималась пошивом одежды на дому, впоследствии превратив увлечение в доходный бизнес. Тем не менее владельцы швейных мастерских не советуют неофитам бросаться в омут индивидуального пошива — мол, отсутствие профессиональных навыков может похоронить бизнес.
Но если желание обзавестись собственным ателье так уж велико, можно избрать «малые формы»: к примеру, организовать мастерскую по ремонту одежды. Подогнать по фигуре платье, подшить брюки, эффектно обыграть заплатку на детской куртке, обметать шторы и т.д. — все это ой как востребовано рынком! Бизнес этот мелкий, требует меньших, нежели в случае с ателье пошива одежды, вложений, но при этом рентабельность этих двух направлений, как показал опрос «ВД», сравнима.
От костюма до белья
Для открытия ателье понадобится, перво-наперво, помещение. Обязательные условия — наличие хорошего освещения (как естественного, так и искусственного), возможность подключения профессионального швейного оборудования, работающего при напряжении 380 вольт. Площадь помещения напрямую зависит от количества наемного персонала: при штате 8 человек достаточно 50 кв. м. Это если речь идет об индпошиве. В случае же организации ателье по ремонту одежды, где заняты, как правило, не более 2-3 человек, можно обойтись куда меньшими площадями. К слову, данное направление более всего востребовано в спальных массивах, а там, как известно, аренда даже офисных помещений обходится на порядок дешевле. В среднем аренда в Киеве обойдется от $500 в месяц и от $400 — в регионах.
На сегодняшний день стартовая сумма для запуска нового ателье очень сильно варьирует. «Для того чтобы открыть точку по ремонту одежды в каком-нибудь торговом центре, достаточно и $1 тыс. Этих денег достаточно для приобретения хорошей швейной машинки, оверлока и утюга, — уверена Юлия Пучнина. — Если же речь идет о более профессиональном подходе, а соответственно — и качественном оборудовании, то минимальная сумма составит $10 тыс.: ведь только профессиональный утюг стоит порядка $1,5 тыс., швейная машинка — от $500. А еще понадобятся гладильные доски, манекены, расходные материалы».
Специалисты единодушны в том, что 70% первоначальных затрат — покупка профессионального оборудования. Оно стоит дорого, поэтому многие пытаются на нем экономить, покупая подержанные швейные машинки. Такой подход можно считать лишь временной мерой, ибо техника имеет свойство морально и физически устаревать, усложняя мастерам работу с новыми типами тканей. Оставшиеся 30% направляются на зарплату сотрудникам, аренду помещения и расходные материалы.
Первые годы жизни ателье, как, впрочем, и любого начинания — не из легких. Сроки окупаемости зависят от амбиций владельцев и той ниши, в которой представлена мастерская. Если речь идет о ремонте одежды, это может быть и год.
А вот в случае индивидуального пошива — не менее трех. «Более того, в деятельности ателье преобладает обслуживание постоянных клиентов. Как правило, человек приходит в любое ателье, и если ему понравилось качество выполненных работ, он остается обслуживаться надолго», — рассказала Марина Василенко, дизайнер, владелец «Ателье Марины Василенко».
И если для полноценной мастерской по пошиву одежды успех предприятия обеспечивает постоянная клиентура, то для собственников заведений по ремонту одежды главное — обзавестись офисом в бойком месте. В последнем случае даже реклама не нужна, чего не скажешь об индивидуальном пошиве — для привлечения людей «со стороны» игроки используют рекламу в специализированных СМИ и все чаще прибегают к интернет-рекламе.
Кстати, никто из игроков, опрошенных «ВД», так и не смог внятно объяснить, чем необходимо руководствоваться, формируя перечень предлагаемых услуг. Что выгоднее шить — детскую или мужскую одежду?
А может, стоит ремонтировать и шить женскую одежду, а по ходу дела еще и постельное бельишко строчить — доподлинно неизвестно. Однозначно новичку не рекомендуют осваивать сегмент пошива свадебных и вечерних платьев: он якобы заполнен. «Для нас пошив свадебных платьев, скорее, допуслуга для постоянных клиентов, а основная специализация — пошив комбинированных вещей (трикотаж плюс мех), — сказала Ирина Пархоменко, директор и основатель дома моды «Ирина». — Я считаю, что в Украине достаточно ателье, специализирующихся на свадебной атрибутике, посему вряд ли это можно расценивать как конкурентное преимущество».
Длинная нитка — ленивая швея
Если о конкуренции между самими ателье говорить пока что даже неуместно, то за профессиональные кадры шьющих и закраивающих наблюдается настоящая драка. Специалиста мало найти, его надо еще и постараться удержать, так как хед-хантинг в этой сфере процветает вовсю. «Мой совет всем начинающим работать в этой сфере: не обучать персонал за счет ателье. Лучше принимать людей с опытом работы. Набравшись достаточно опыта и ознакомившись со всеми секретами работы, человек, естественно, захочет большего и уйдет», — полагает Любовь Кошелева. Впрочем, такой пессимизм свойствен далеко не всем участникам рынка. Владимир Омельченко, директор днепропетровского ателье VEO-professional, наоборот, считает, что нужно стараться подбирать молодежь, у которой есть кое-какие задатки, а также желание работать и учиться. И, соответственно, заниматься их обучением. Именно так три года назад поступили руководители Creative Studio. Они попросту отобрали в училище 5 перспективных студенток. До сих пор из ателье не ушла ни одна. Однако владельцам, исповедующим такой стиль подбора кадров, надо быть готовыми к повышению зарплаты своих подопечных по мере профессионального роста, иначе их с радостью примут в свои объятия коллеги по цеху.
Оплата труда швеи и закройщика — сдельная. В среднем они получают по 30% от стоимости заказа. Если же человек обладает навыками двух означенных специальностей, то его заработок может составлять до 50%. В абсолютных цифрах речь идет о сумме не менее $400 в месяц.
Однако обеспечить людям конкурентную заработную плату крайне сложно, разве что повышая себестоимость продукции. «Поднять зарплату рядовому персоналу до уровня именитых дизайнеров нереально: у них ведь и стоимость продукции не менее нескольких тысяч долларов. А за неимением достойной оплаты труда люди просто покидают ателье. Что же касается профессионализма работников, то главное — посмотреть, что человек умеет и может, а не диплом о профильном образовании», — утверждает Виталий Сахно. А вот для Ирины Кепкановой наличие «корочки» об окончании швейного училища важно: подбор персонала она проводит только среди квалифицированных кадров. «Самоучкой в этом деле быть нельзя, — считает она. — Нужен колоссальный опыт в работе с тканями, выкройками и новейшим оборудованием».
Размерчик, однако!
Лучший способ привлечь потенциального клиента — применить пресловутый индивидуальный подход. Из приходящих в ателье людей 70% приносят эскизы и ткани для будущего изделия, остальные — либо просят модельера «придумать что-нибудь», либо выбирают из авторских разработок. Ирина Кепканова, к примеру, готова создать для человека целый гардероб, а вот Виталию Сахно как-то пришлось обшивать бывшего спортсмена, у которого 78-й размер одежды.
Кое-кто из портных также предпочитает брать с клиентов предоплату — «чтобы не кинули». Так, киевский салон- ателье «ПАНДА Эксклюзив» берет 30% от общей суммы заказа при использовании материала заказчика и 50% — при использовании материала ателье. Также можно заработать и на срочности исполнения. Быстродействие может принести ателье дополнительных 30-50% от прайсовой стоимости заказа.
Итак, у нестандартных людей вполне стандартные желания — носить красивую и удобную одежду. Кроме того, обладатели среднестатистических размеров предпочитают облачение нетривиальное. Однако же удовлетворить такие желания без помощи частных портных и тем, и другим — сложно. Вот сегмент индивидуального пошива и растет на 10-15% ежегодно, откраивая целевую аудиторию у магазинов, торгующих массовым товаром.
Оборудование
Минимальный набор оборудования для открытия швейного ателье — оверлок, две швейные машины, закройный стол, утюг, гладильная доска, манекен, вешала. По примерным подсчетам, как показывает бизнес-план ателье, весь комплект обойдется примерно в 100 тыс. руб. В целях экономии можно приобрести подержанные швейные машины. Их стоимость вдвое меньше новых.
Если в планах расширять производство, понадобится промышленное оборудование. Цены на него начинаются от $1000. На таких машинах скорость работ и качество гораздо выше, зато оно, в отличие от бытового, выполняет только один вариант строчки.
Запас вспомогательных инструментов (ножницы, метр, лекала, иглы, сантиметры) и расходных материалов (нитки, дублерин, молнии, плечевые накладки) пополняется ежемесячно.
Паспорт рынка
- Объем рынка: около $19,5 млн
- Количество участников: около 2,5 тыс.
- Рентабельность: 20-30%
- Брюки — от 300 грн.
- Юбки — от 400 грн.
- Пиджаки — от 450 грн.
- Блузы — от 350 грн.
- Женские костюмы — от 750 грн.
- Мужские костюмы — от 1500 грн.
- Пальто — от 500 грн.
Комментариев нет:
Отправить комментарий