26 июля «Паллада» вошла в порт Ллойд (Футами) на острове Пиль (Титидзима), где ее ожидали русский корвет «Оливуца», транспорт «Князь Меншиков» и шхуна «Восток». Весь переход от Англия до острова Пиль, сквозь штормы и тайфуны, продемонстрировал исключительные мореходные качества фрегата. Вряд ли другой корабль столь почтенного возраста, как «Паллада», сумел бы выдержать такие перегрузки в наборе корпуса и в рангоуте, какие выпали на его долю. После исправления повреждений отряд Путятина 4 августа покинул порт Ллойд и уже через 6 дней бросил якорь в средней гавани Нагасаки. Хотя японские власти приняли русских любезно, в переговорах они придерживались тактики проволочек. Не имея возможности ускорить переговоры, Путятин прервал их и в конце января 1854 года увел свои корабли в Манилу. После кратковременной стоянки «Паллада» направилась для гидрографического описания почти не исследованного восточного берега Кореи. Тогда под руководством К. Н. Посьета русские моряки открыли заливы Посьета и Ольги, бухты Унковского и Лазарева, острова Хализова и Гончарова и рейд «Паллада». Прибыв 17 мая в Татарский пролив, «Паллада» встретила там шхуну «Восток», которая доставила весть о вступлении Англии и Франции в Крымскую войну, а также распоряжение генерал-губернатора Сибири Н. Н. Муравьева всем русским судам на Дальнем Востоке собраться в заливе Де-Кастри. Придя 22 мая в Императорскую Гавань (ныне Советская Гавань), «Паллада» застала там транспорт «Князь Меншиков», с которого передали требование морского ведомства об освидетельствовании «Паллады» «на предмет ее благонадежности» для обратного плавания в Кронштадт и для использования ее в составе Сибирской флотилии. Освидетельствование фрегата показало, что для несения дальнейшей службы он требует капитального ремонта в доке. Более двух месяцев, с конца июня до начала сентября 1854 года, командир «Паллады», выполняя предписание Муравьева, пытался ввести фрегат в Амур, чтобы укрыть его от кораблей английской эскадры адмирала Прайса, появившейся в дальневосточных водах. Несмотря на то что фрегат полностью разгрузили у мыса Лазарева, его осадка не позволила преодолеть извилистый и изобилующий барами амурский фарватер. Путятин принял решение оставить «Пал-ладу» на зимовку в хорошо укрытой Константиновской (ныне Постовой) бухте Императорской Гавани под охраной 14 матросов во главе с подпоручиком корпуса флотских штурманов Кузнецовым. По мере сил матросы, откачивая из трюма воду, а зимой обкалывая лед, старались сохранить корабль. Но сил их оказалось явно недостаточно. Когда весной 1855 года в гавань пришли фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца» под флагом начальника Амурского края контр-адмирала В. С. Завойко с намерением перевести «Палладу» на буксире в Амурский лиман, она представляла собой жалкое зрелище: скованная льдом, ют и бак разрушены, ванты обвисли, вода в трюме достигла батарейной палубы. Попытка отбуксировать «Пал-ладу» в Амур не увенчалась успехом. В ноябре Завойко послал на место стоянки фрегата мичмана Г. Д. Разградского, которому было приказано затопить корабль. Через глухую тайгу на собаках мичман добрался до бухты только в январе следующего года. Сняв охрану, он выполнил приказ. Бухта, на дне которой покоится «Паллада», многие годы служила местом паломничества русских моряков. Стало традицией, плавая в дальневосточных водах, посещать эти места и спускать водолазов на борт затопленного фрегата. Впервые это сделал в 1885 году экипаж клипера «Джигит». Многие предметы, поднятые русскими моряками в разные годы, как драгоценные реликвии хранятся в Центральном военно-морском музее в Ленинграде и в музее Тихоокеанского флота во Владивостоке. Ныне на берегу бухты Постовой, против места, где на 20-метровой глубине лежит остов «Паллады», установлен памятник. В его постамент вмурован застекленный футляр с куском поднятого со дна корабельного бимса - немого свидетеля славной судьбы русского фрегата. |
ФРЕГАТ "ПАЛЛАДА" Прежде чем начать постройку модели фрегата «Паллада», внимательно ознакомьтесь с ее чертежами. Обратите внимание на масштабную линейку. Она поможет вам создать свой рабочий чертеж. Для проверки соответствия корпуса модели ее теоретическому чертежу советуем вырезать из твердого картона шаблоны всех шпангоутов. ОКРАСКА МОДЕЛИ В белый цвет: носовая фигура, мачты с бугелями, чиксы и шкалы, топы мачт, стеньг, бом-брам-стеньг, флагшток, бушприт до эзельгофта, бугель, соединяющий утлегарь с бом-утлегарем. Полоса на бортах, крышки пушечных портов, оконные переплеты. В черный цвет: марсовые площадки сверху, шпоры стенег, брам- и бом-стеньг, все реи, наружные борта, боканцы, руслени, шлюпки, коечные сетки, планширь, гака-борт, боковые стенки пушечных полупортов на верхней палубе, труба камбуза, якоря, бугеля бушприта, кнехты, штульцы, княвдигед, решетку гальюна, гафель бизань-мачты, весь стоячий такелаж, шлюпки (снаружи). В зеленый цвет: внутренняя часть фальшборта. Наименование «Паллада» окрашивается под золото. Обшивка подводной части корпуса - медные листы. Стволы карронад на верхней палубе - бронза. Протравливаются бейцем (коричневый цвет) кафель-нагельные планки, утки, бортовые кнехты, люки, решетки, штурвал, трапы, станки пушек. Не окрашиваются: палуба, стеньги, бом-брам-стеньги, гик, гафель, трисель-мачты, штоки якорей, утлегарь и бом-утлегарь, лисель-спирты, шлюпки и катера внутри. |
НАЗВАНИЕ ПАРУСОВ ФРЕГАТА: А - бом-кливер, Б - кливер, В - фор-стеньги-стаксель, Г - фор-стаксель, Д - фок, Е - фор-марсель, Ж - фор-брамсель, 3 - фор-бом-брамсель, И - фор-трисель, К. - грот-брам-стаксель (или мидель-стаксель), Л - грот, М - грот-марсель, Н - грот-брамсель, О - грот-бом-брамсель, П - грот-трисель-парус, Р - крюйс-брамстеньги-стаксель, С - крюйсель (или крюйс-марсель), Т - крюйс-брамсель, У - крюйс-бом-брамсель, Ф - бизань. ФРЕГАТ «ПАЛЛАДА»: 1 - греп, 2 - княвдигед, 3 - якорные клюзы, 4 - фока-галсы, 5 - гальюн, 6 - крамбол, 7 - блок кат-талей, 8 - шкун, 9 - руслени, 10 - обшивка бархоута, 11 - коечные сетки, 12 - камбузная труба, 13 - люки, 14 - якорные вилки, 15 - роульсы, 16 - кофель-планка, 17 - крюйсовы, 18 - утка фор-трисель-шкота, 19 - ростры левого борта, 20 - платформы с кильблоками, 21 - ростры правого борта, 22 - застекленные пушечные порты гон-дека, 23 - иллюминаторы орлоп-дека, 24 - вахтенная скамья, 25 - путевой компас, 26 - световые люки, 27 - офицерский трап, 28 - шпиль, 29 - перо руля, 30 - сорлинь, 31 - бом-утлегарь, 32 - утлегарь, 33 - бушприт, 34 - бисы, 35 - мартин-гик, 36 - фока-реи, 37 - фор-марса-лисель-спирт, 38 - фор-марса-реи, 39 - фор-брам-лисель-спирт, 40 - фор-брам-рей, 41 - фор-бом-брам-рей, 42 - фор-трисель-гафель, 43 - грота-реи, 44 - грот-марса-лисель-спирт, 45 - грот-марса-рей, 46 - грот-брам-лисель-спирт, 47 - грот-брам-рей, 48 - грот-бом-брам-рей, 49 - грот-трисель-гафель, 50 - бегин-рей, 51 - крюйс-марса-рей, 52 - крюйс-брам-рей, 53 - крюйс-бом-брам-рей, 54 - бизань-гафель, 55 - бизань-гик, 56 - бизань-трисель-мачта, 57 - шкив гика-топенанта, 58 - ватер-штаги, 59 - утлегарь-бакштаги, 60 - ватер-вулинги, 61 - штаги, 62 - ванты, 63 - вант-путенсы, 64 - стень-ванты, 65 - путенс-ванты, 66 - фордуны, 67 - крюйс-марса-драйреп, 68 - марса-фал, 69 - грота-топенанты, 70 - дирик-фал, 71 - брасы, 72 - шкоты, 73 - гитовы, 74 - риф-банты, 75 - риф-сезни, 76 - бык-гордени, 77 - нок-гордени, 78 - эренс-бакштаги, 79 - завал-тали, 80 - бизань-гика-шкот, 81 - булини, 82 - галсы. |
Чертежи для печати (6 листов)
Источник: "Моделист-Конструктор" 1980, №6,7,8
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru
Источник: "Моделист-Конструктор" 1980, №6,7,8
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru
Фрегат "Паллада", чертежи, модель, история
Комментариев нет:
Отправить комментарий