1 нояб. 2016 г.

Видеолекторий: 7 лекций Татьяны Черниговской о мозге и языке

Подборка лекций и интервью одной из самых ярких представительниц
российской когнитивной науки Татьяны Черниговской – профессора, доктора
филологических и биологических наук, заведующей лабораторией когнитивных
исследований СПБГУ и неутомимого популяризатора науки, одной из
немногих, кто работает сегодня в междисциплинарной области
когнитивистики — на пересечении лингвистики, психологии, искусственного
интеллекта и нейронаук.


yuRkaFcr3N0

Все
эти лекции прочитаны в разное время для разных аудиторий, но их
объединяет одно – разговор о мозге, его способностях и загадках. Сразу
стоит оговориться, что смотреть все лекции подряд вряд ли имеет смысл –
многие примеры повторяются, делаются отсылки к одним и тем же
источникам, потому что предмет разговора остаётся неизменным. Но каждое
выступление посвящено конкретной проблеме – и именно через призму этой
проблемы учёный рассказывает о мозге. Так что лучше выбрать лекции
Татьяны Черниговской на самые интересные для вас темы и послушать именно
их. Приятного просмотра и добро пожаловать в матрицу.





Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?

На известной образовательной площадке Ted Talks
Татьяна Черниговская рассказывает о том, что мы успели узнать о себе и о
мозге, как эти знания изменили картину реальности и какие биологические
опасности поджидают нас в новом веке после всех открытий (манипуляции с
памятью, создание индивидуальных генетических портретов и др.)



Творчество как предназначение мозга

Одна
из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение
для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном
уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку
Альцгеймера и дедушку Паркинсона». А ещё вы узнаете, что разделение
людей на левополушарных и правополушарных давно не имеет никакого
значения, по какой причине общая шкала измерения способностей не
применима к гениям (ЕГЭ, IQ) и почему нам стоит научиться снимать
когнитивный контроль, то есть позволять мозгу думать, о чём он думает.



Нить Ариадны, или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание
Все знают, что такое сознание, только наука не знает.

На
7-м Фестивале науки Татьяна Владимировна углубляется в проблему
определения сознания, которая насчитывает историю в тысячи лет,
объясняет, как парадоксально устроена наша память, каким образом она
влияет на социальную эволюцию и почему роман Пруста «В поисках
утраченного времени» — настоящий учебник для тех, кто занимается
изучением мнемы. Кроме того, профессор рассказывает о значении для
нашего вида нейроэволюции и самой крупнейшей проблеме в когнитивистике,
касающейся субъективной реальности.



Что такое Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект

Что
является критерием ума — образование, эрудиция, хорошая память? Может
ли человек быть умным и глупым одновременно? В чем разница между умом,
мудростью, интеллектом? Как влияют накопленные нами знания на нашу
судьбу? Чем отличается «хороший» мозг от «плохого»? Кто кем командует —
мы мозгом или он нами? Насколько мы свободны и насколько мы
запрограммированы? Можно ли создать искусственный мозг и чем опасны
компьютерные игры? Об этом и многом другом Татьяна Черниговская
рассказывает в передаче канала ТВЦ «Повелитель интеллекта».



Метальный лексикон

В
очередной публичной лекции Татьяна Владимировна Черниговская объясняет,
как устроена нейронная сеть, где в ней содержится информация, какую
роль для этой сети играет язык, почему именно языковая способность
(language competence) — это наша основная характеристика как
биологического вида (хотя большинство людей даже не пользуются в полной
мере своим языком, а общаются штампами) и что мы можем назвать «тёмной
материей нашего мозга».



Конь и трепетная лань: учёный на стыке наук

В
лекции, прочитанной на симпозиуме «Актуальные вопросы нейрофилософии»,
Татьяна Черниговская рассказывает, какой круг вопросов встаёт перед
исследователями XXI века в сфере нейрофилософии, в числе которых
проблема понимания, воздействия науки и искусства на наш мозг, мифов,
окутывающих знания о работе мозга, переключения языковых кодов. Также
спикер обращает внимание на вопрос, что отличает человека от киборга, и
почему проблема существования ментального уровня — это проблема, которая
может указывать на то, что привычная физическая картина мира ошибочна.



Как научить мозг учиться

В
рамках проекта «Открытое пространство» Татьяна Черниговская выступила с
лекцией, в которой осветила антропологические изменения, произошедшие в
мире, рассказала о проблемах, которые ставит перед человечеством
увеличивающийся поток информации, и об изменениях, необходимых
образованию в новой ситуации (отказаться от «заучивания логарифмов» и
учить детей «метавещам» — работе с информацией, контролю внимания и
памяти и т.д.).







Видеолекторий: 7 лекций Татьяны Черниговской о мозге и языке: matveychev_oleg

Комментариев нет:

Отправить комментарий