2 нояб. 2016 г.

Хронология: 2 ноября | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта

20 октября 1905 г. (2 ноября по новому стилю):
В Луганске состоялась крупная антиправительственная демонстрация.
20 октября 1917 г. (2 ноября по новому стилю):
Харьковская гимназистка Мария Вишневская записала в дневнике после прогулки по тихим улицам своего родного города: «Были сумерки зимние, предпраздничные, плыли в воздухе звуки колоколов и так хотелось проникновенных, вдумчивых тихих слов, и длинная аллея в огороде навевала хорошую грусть… Так хочется весны, солнца, теплого солнца и много, много цветов. И еще покоя». Через 5 дней – революция. И «покой им только снился»…


2 ноября 1918 г.:
В преимущественно польском Львове, где за день до этого свою власть провозгласили украинцы, начались бои между одними и другими. В итоге глава Центрального военного комитета украинцев Дмитрий Витовский подал в отставку, побыв «во власти» всего один день.
Дмитрий Витовский (в центре) в 1918 г.
Приказало долго жить, так и не начавшись, марионеточное «королевство» Литва. 2 ноября литовский парламент постановил отозвать приглашение на престол уже избранному королем немецкому принцу Вильгельму фон Ураху и провозгласить Литву республикой. «Король» так ни разу в своем «королевстве» так и не побывал.
Вильгельм фон Урах
2 ноября 1919 г.:
Конный корпус Буденного получил приказ перенаправить свой удар против деникинцев на Касторненское направление.
Деникинская сводка сообщала: «В районе к востоку от ст. Змиевка наши части лихим ночным налетом выбили противника из ряда деревень и захватили до 200 пленных и 2 пулемета. Противник повел наступление в районе к северо-востоку от ст. Змиевка, но был отбит. Взято свыше 100 пленных… В районе Севска наши части под командой доблестного полковника Туркула разгромили 406 и 408 советские полки, причем 406 полк в составе 900 коммунистов, отказавшийся несколько дней тому назад от отдыха до тех пор, пока не будет взят г. Дмитровск, уничтожен полностью, во главе со своим командиром полка и штабом. В этом блестящем деле нами взято 700 пленных, 10 пулеметов и другие трофеи».
В Харькове состоялись пышные похороны поручика Сводного полка 31-й пехотной дивизии Соколова, погибшего в бою с красными. Отпевание прошло в Вознесенской церкви, похороны – на Кирилло-Мефодиевском кладбище.
И в тот же день на фронте в бою с большевиками погиб еще один харьковец – бомбардир бронепоезда «Солдат», адвокат, сотрудник белогвардейской газеты «Новая Россия» Георгий Булгаков. Некролог на его смерть в «Новой России» сообщал: «Во все периоды своей так рано прервавшейся жизни Г.И. был окружен любовью товарищей, ценивших в нем его душевную чистоту, безупречную честность, непосредственность, искренность и идеалистическую веру в необходимость борьбы за светлое будущее России. С юношеских лет болел он душою за Россию и молодую жизнь свою добровольно и сознательно отдал он истерзанной Родине, так нуждающейся в честных и самоотверженных защитниках».
Завершилось съезд начальников пунктов и подпунктов деникинского отдела пропаганды (ОСВАГ) в Харькове. Съезд длился 6 дней. Начальник Харьковского ОСВАГа Борис Краевич объяснил в заключительной речи, что главная цель мероприятия заключалась в том, чтобы установить «тесную связь в работе между харьковским отделением ОСВАГа и подчиненными ему пунктами и подпунктами, находящимися в уездных городах и на больших узловых станциях».
Визитка Бориса Краевича
В Харьков из Ростова прибыл Курский губернатор Александр Римский-Корсаков.
Харьковская белогвардейская газета «Новая Россия» в редакционной статье призвала горожан включиться в создание внутренней охраны. Газета писала:«Нередки случаи, когда целые селения терроризируются ничтожной по численности шайкой, дерзость которой поощряется сознанием безнаказанности и уверенностью, что никто не окажет ей действительного отпора… Есть все данные утверждать, что как только лояльная часть населения твердо станет на путь правильной и планомерной организации охраны, это даст себя чувствовать непосредственными результатами».
В Харькове началось собрание членов совета Московского народного банка – одного из лидеров российского кредитования до революции. Понятно, собирались лишь те, кто оказался на территориях, занятых деникинцами. Поразительно, но среди пунктов повестки дня значился вопрос «об открытии новых отделений в России».
В Харькове в торжественной обстановке была открыта 1-я больница общегородской больничной кассы. Клиника была оборудована на 200 коек с тремя отделениями – хирургическим, терапевтическим и гинекологическим. Старшим врачем был назначен доктор Батманов.
В Харьковском художественном училище состоялся концерт-бал в честь Добровольческой армии. В ходе бала был устроен аукцион на картины маслом – портреты Деникина и Колчака. Интересно, спустя полтора месяца обладатели этих картин успели их захватить с собой?
В Харьковской общественной библиотеке известный скрипач Александр Блюм и его жена, пианистка Екатерина Фон-Мансфельд устроили «Вечер Скандинавской музыки».
Екатерина Фон-Мансфельд (источник: http://www.myheritage.com/album-2_0_141128051_141128051/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8?lang=RU)
Деникинская контрразведка объявила об аресте «подозреваемого в большевизме» инспектора Народного банка А. Полицкого, «большевистского агитатора» З. Яхонтова и некоего П. Тышчишина, якобы «выдававшего большевикам офицеров».
Примерно в 23.00 дикий случай самосуда произошел на Южном вокзале Харькова. Толпа набросилась на двух воришек. Прессой это было представлено как расправа, учиненная гражданскими лицами, но один из карманников был при этом насмерть зарублен шашками, которые вряд ли имелись у гражданских. Второй бандит был забит до полусмерти и в бессознательном состоянии отправлен в Александровскую больницу.
В Харькове же возле дома по Тарасовской ул., 4 примерно в 21.30 попытка уличного ограбления завершилась стрельбой. Три бандита напали на гулявшую парочку, дама подняла крик, на который стала собираться толпа. В итоге грабители, отстреливаясь, скрылись, а в результате стрельбы погиб спутник шумящей дамы.
В Мариуполе был устроен День Добровольца с целью сбора средств в пользу деникинской армии.
Юг России облетела радостная новость: начальник управления финансов деникинского Особого Совещания Михаил Бернацкий объявил, что он разрешает восстановить винокурение. Пресса сообщила: «Всю ответственность за введение винной монополии он берет на себя».
Деникинская пресса в Харькове распространила очередную «сенсацию» об очередной «казни», совершенной большевиками (правда, на этот раз не столь категорично, как обычно). Газета «Новая Россия» сообщила: «Поздно ночью мы получили сообщение от нашего ростовского корреспондента, будто в Москве расстрелян А.А. Кизиветтер. Мы не хотим верить этому страшному, еще не проверенному известию. Но в условиях большевистского режима, увы, все допустимо. И если, действительно, большевики убили Александра Александровича Кизиветтера, – совершено дикое преступление. Из рядов и без того поредевшей русской интеллигенции вырван крупный ученый и один из виднейших общественных дятелей, блестящее дарование которого развернулось во время 2-й Государственной Думы. Все более сиротеет Россия…» Сообщение оказалось ложным. Кизевиттер потом еще работал директром Центрального архива ВСНХ. А умер в 1933 г.
Александр Кизеветтер
В харьковской прессе известный публицист Александр Яблоновский опубликовал статью об отношении Франции к российским делам. В частности, он написал: «Мы с удовольствием услышали, что г. Пишон велел «выбросить» из своей приемной представителя украинской директории, домогавшегося немедленного признания самостийной Украины. Но мы с недоумением видим, что во французской прессе печатаются портреты генералиссимуса Петлюры и сообщаются реляции о его мнимых победах. Конечно, мы очень хорошо понимаем, что французское правительство здесь не причем и что портреты г. Петлюры печатаются только потому, что «генералиссимус» одержал несколько побед над русскими банками. Но все-таки самый факт чересчур бесцеремонной газетной лжи как нельзя яснее говорит нам, что во Франции до сих пор ничего не знают ни о русских делах, ни о русской революции».
Командование Украинской Галицкой армии, ведя за спиной Петлюры тайные переговоры о переходе к Деникину, получило от того проект соглашения, в котором генерал от всего сердца приветствовал «родственную по крови» армию в ее стремлении перебежать на сторону Добровольческой армии.
2 ноября 1920 г.:
В Сумах состоялись торжественные проводы на врангелевский фронт 140 советских добровольцев-конников, набранных из числа незаможных крестьян. Как писала советская пресса, «добровольцы отправлены на кулацких лошадях».
Хронология: 2 ноября | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта

Комментариев нет:

Отправить комментарий