10 января 1905 г. (23 января по новому стилю):
Итогом Кровавого воскресенья стали массовые акции протеста во многих регионах России. В Петербурге состоялся митинг протеста, продолжилась всеобщая забастовка рабочих и произошли стычки с полицией. В Петербурге, Москве и Варшаве появились листовки с призывом к вооруженному восстанию против царизма.
10 января 1918 г. (23 января по новому стилю):
В Петроградском Таврическом дворце открылся 3-й Всероссийский съезд Советов, делегатом которого был и будущий лидер Донецкой республики Ф. Артем-Сергеев. В Петроград он взял с собой и свою будущую жену Е. Репельскую. Судя по ее воспоминаниям, они остановились в гостинице «Астория».
В это же время областной комитет Донецко-Криворожской области объявил повестку дня предстоящего 4-го областного съезда Советов: «1. Текущиймомент и экономическая политика в Донецком бассейне (это было вызвано
начавшейся там разрухой и дезорганизацией хозяйства в виду продолжавшихся боев рабочих и казаков). 2. Текущие дела. 3. Выборы»(имелись в виду выборы руководства нового областного комитета и исполкома). Как видим, в повестке дня еще нет вопроса о провозглашении ДКР. Но в это же время Артем согласовывал данный вопрос с Ленином в Петрограде.
Давид Эрде (Райхштейн), один из немногих харьковцев, решивший сотрудничать с ЦИК Украины, объявил о своем выходе из редколлегии газеты «Донецкий пролетарий», которая уже активно обрабатывала общественное мнение по поводу будущего объявления Донецко-Криворожской республики.
Начался поход харьковских и донецких красногвардейцев на Киев.
Одновременно должно было начаться наступление советских войск на Дон. Донской ВРК предъявил ультиматум Донскому правительству: «Вся власть в Области Войска Донского над войсковыми частями в ведении военных операций от сего 10-го (23) января 1918 г. переходит от войскового атамана Донскому казачьему военно-революционному комитету… Объявляется по всей Донской области, станицам и хуторам о добровольном сложении Войсковым Правительством своих полномочий во избежание кровопролития и о немедленной передаче власти областному казачьему военно-революционному комитету впредь до образования в области постоянной трудовой власти всего населения».
На это Донское войсковое правительство за подписью А. Богаевского ответило:«Избранное населением Правительство не имеет права сложить своих полномочий до созыва нового Войскового Круга… Войсковое Правительство не допускает и мысли, чтобы свои Донские части выступили против правительства и тем начали междоусобную войну на Тихом Дону. Военно-Революционный Комитет должен быть распущен избравшими его частями, и все части, взамен этого, должны послать своих представителей в существующий областной военный комитет».
23 января 1919 г.:
Лидер Донецкой республики Артем-Сергеев в качестве заместителя главы советского правительства Украины направил телеграмму Дыбенко в Павлоград:«Формирование частей является задачей Главного штаба. Случайное формирование на ходу нами принципиально отвергается, как приемы партизанщины и отрядной системы, дезорганизующей строительство Красной Армии».
В тот же день Артем назначен наркомом пропаганды советской Украины.
Довольно любопытное послание направил в Совет обороны Республики Антонов-Овсеенко: «В поведении наших руководящих учреждений по отношению к Украине сказывается еще до сих пор столько колебаний, что нам, непосредственным работникам по восстановлению в ней Советской власти, приходится серьезно опасаться за будущее этой работы. Эти колебания по-видимому обусловлены тем преувеличенным значением, какое придает наш центр национально-сепаратистским тенденциям на Украине. Но в ее рабочей среде их совершенно нет; в крестьянстве они в громадной степени изжиты за эти месяцы жестокой оккупации, когда «своя» национальная власть показала вполне явственно свое реакционное обличье. Для громадного большинства украинского крестьянства «самостийность» и панская кабала стали синонимами… Истинными господами положения в Киеве является не «Директория», а такие определенные реакционеры как Балбачан и Коновалец, опирающиеся на сичевиков – открытых громил – и других галичан, обостривших свое национальное чувство в борьбе с притязаниями польского молодого задорного «демократического» империализма… Нам не с кем «соглашаться» на Украине. Тут можно идти или на капитуляцию, или на отчаянное сопротивление. Здесь есть или злейшие враги наши, накапливающие силы для решительного натиска на нас, или наши друзья, уже ведущие бой с общим нашим врагом».
Махновские войска заняли Александровск (ныне Запорожье).
В Мариуполе зафиксировано начало эпидемии сыпного тифа.
Французское радио передало приглашение лидеров Антанты всем сторонам, заинтересованным в решении «русской проблемы», собраться в середине февраля на Принцевы острова для совещания. Правда, на это предложение откликнулись только РСФСР и Эстония, остальные группировки и образования данное мероприятие проигнорировали.
23 января 1920 г.:
Командующий Кавказским фронтом Шорин, находясь в Луганске, издал приказ об изменениях планов по форсированию Дона Первой Конной армией, изнуренной в тяжелейших боях с деникинцами. Приказ гласил: «Конной армии, ввиду невозможности маневрировать массой по переправе через Дон у Нахичевани, таковую совершить в районе Раздорской, для чего к утру 25-го сосредоточиться в районе Заплавская – Бесергеневская. Категорически запрещаю оставлять конные части в Новочеркасске, а равно в указанных деревнях, отнюдь не стеснять части 9 армии, а расположиться в них по обоюдному соглашению».
23 января 1921 г.:
В Москву начали собираться делегаты предстоящего 2-го Всероссийского съезда горнорабочих – того самого, который изберет Артема-Сергеева главой Всероссийского союза горнорабочих. По воспоминаниям делегата съезда из Донбасса П. Мешкова (см. http://kornilov.name/hronologiya-21-yanvarya/), 23 и 24 января состоялись заседания большевистской фракции съезда, на которых Мешков, собственно и познакомился с Артемом. Позже Мешков вспоминал: «В трапезном зале монастырского подворья Артем появился как-то неожиданно. Шла оживленная дискуссия о роли и задачах профсоюзов. Присел он в конце длинного стола, невдалеке от председателя Донецкого губкома горняков… Так впервые я увидел Артема. Он внимательно слушал выступающих, а потом и сам принял участие в дискуссии».
23 января 1924 г.:
В Москве началась трехдневная церемония прощания с телом Ленина. По официальным данным, мимо тело вождя революции за три дня прошло более миллиона человек.
Хронология: 23 января | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта
Комментариев нет:
Отправить комментарий