12 янв. 2016 г.

Хронология: 12 января | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта

30 декабря 1905 г. (12 января 1906 г. по новому стилю):
Правительственные войска после двух недель вооруженных стычек окончательно подавили Декабрьское вооруженное восстание на станциях Донбасса.
30 декабря 1908 г. (12 января 1909 г. по новому стилю):
Тяжело больной Ф. Артем-Сергеев переведен из Пермской тюрьмы в тифозное отделение Александровской земской больницы Перми (располагалась на ул. Большая Ямская – ныне Пушкина).


Александровская земская больница


30 декабря 1912 г. (12 января 1913 г. по новому стилю):
В Харькове полным пшиком закончилась очередная попытка издавать украиноязычную газету. Николай Михновский закрыл газету «Сніп». В отличие от его первой попытки (газета «Слобожанщина», которая ограничилась лишь одним номером), «Сніп» умудрился продержаться несколько номеров. Правда, в основном благодаря меценатским усилиям Христины Алчевской, покровительствовавшей Михновскому. Тот, закрывая газету, признал, что причина – нежелание харьковской публики читать на украинском языке. Михновский писал на прощанье: «“Сніп” погибает смертельно раненный равнодушием наших граждан, а не действиями врагов. Не кары и штрафы, которые обильно сыпались на нас, но равнодушие нашего общества является причиной смерти “Снопа”».


Николай Михновский со своими харьковскими читателями
30 декабря 1917 г. (12 января 1918 г. по новому стилю):
Газета «Донецкий пролетарий» опубликовала статью будущего наркома Донецкой республики В. Филова под заголовком «ЦИК Советов Украины и Областной комитет Донецкого и Криворожского бассейнов». В статье Филов писал о необходимости политического единства Донбасса и невозможности его включения в состав советской Украины, так как это нарушит принцип самоопределения русского населения края.
Свое отношение к Цикуке выразил и будущий лидер Донецкой республики Ф. Артем-Сергеев, которого включили в состав украинского правительства в качестве народного секретаря по промышленности и торговле. Артем, занятый Донецко-Криворожскими делами, полностью проигнорировал это удивительное назначение. Потому 30 декабря его обязанности возложили на народного секретаря по делам труда Н. Скрыпника.
Антонов-Овсеенко своим приказом назначил на должность военного комиссара Харькова некоего «товарища Войцеховского». Войцеховский, скажу я вам, примечательная личность. Биографических данных его я пока не нашел. Мало того, к своему стыду вынужден признаться, что даже имени его пока не знаю (во всех статьях его называли именно «товарищ Войцеховский» – прям как мадам Грицацуева обращалась к «товарищу Бендеру»). Но за короткий срок пребывания в Харькове данный тип оставил примечательные следы своей деятельности, о чем еще будет рассказано в последующие даты. Так что следите за судьбой «товарища Войцеховского» на наших страницах.
На предновогоднем заседании ленинский Совнарком вынужден был рассматривать вопрос, связанный с постоянными конфликтами между Антоновым-Овсеенко и харьковскими большевиками во главе с Артемом-Сергеевым. Совнарком постановил: «Совет Народных Комиссаров предлагает товарищу Антонову действовать в полном контакте с Харьковским советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Правление общества «Гельферих-Саде» пожаловалось Харьковским губернским властям о национализации харьковского завода. В письме говорилось:«Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов уведомил Правление, что предприятие секвестровано Исполнительным комитетом Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Считаем поэтому необходимым довести до Вашего сведения, что 80% всего акционерного капитала принадлежит гражданам союзных и дружественных держав, под защитой которых находятся права и имущества Товарищества».
Сиверс отступил из Макеевского района в Ясиноватую, где развернулись серьезные бои красных с казаками. Результатом боя стало отступление большевиков из Криничной на линию Дебальцево-Горловка. Сиверс затребовал у Антонова-Овсеенко подкрепления: «Ввиду значительных сил противника убедительно прошу о скорейшей посылки подкреплений всех родов оружия, штаб отряда перевожу в Никитовку».
Красногвардейцы Мариуполя атаковали гостиницу «Континенталь», где находилась пара сотен прибывших из Киева гайдамаков. Те, по своему обыкновению, и не сопротивлялись. Таким образом, бескровно в Мариуполе была установлена советская власть.
Выступая в Новочеркасске на Войсковом круге, атаман Каледин заявил, что к Области Войска Донского должен быть присоединен Царицын.
На мирных переговорах в Бресте Л. Каменев озвучил позицию советской делегации по поводу границ будущего большевистского государства: «Старые границы бывшей Российской империи… уничтожены. Новые границы Братского Союза Народов Российской Республики и народов, которые пожелают остаться за его пределами, должны будут формироваться свободным выражением чаяний народов».
В тот же день ЦИК советской Украины, пребывавший в Харькове, узнав о пребывании в Бресте делегации УНР, принял решение срочно послать на Брестские переговоры и свою делегацию в составе харьковского трамвайщика Е. Медведева, а также В. Затонского и В. Шахрая.
12 января 1919 г.:
В Харькове состоялась многолюдная церемония похорон жертв петлюровского террора. Хоронили 21 рабочего. Траурная церемония растянулась от Николаевской больницы, откуда вынесли тела погибших, до Советской площади, где состоялось захоронение. От имени ЦК РКП(б) и Харьковского парткомитета с речью выступил лидер Донецкой республики Ф. Артем-Сергеев, провозгласивший: «Над их могилами не нужно «ни песен, ни слов». Над их могилами мы произносим те слова, которые начертаны на знамени харьковского комитета нашей партии: «Шагайте бесстрашно по мертвым телам, несите их знамя вперед»… Вечнаяпамять вам, товарищи! Да здравствует то дело, за которое вы боролись! Клянемся, что так же гордо и смело будем нести красное знамя, как и вы!».Любопытно, что вслед за Артемом выступили и представители германских солдат, еще не полностью эвакуировавшихся из Харькова. Они тоже выразили возмущение петлюровским террором, несмотря на то, что формально сей террор происходил при немецком оккупационном режиме.
В тот же день Артем подписал декрет Временного рабоче-крестьянского правительства Украины «О национализации сахарной промышленности».
В ночь на 12 января у хутора Зубриловка на Царицынском фронте погиб (то ли в бою, то ли от рук убийцы – версии звучат разные) советский командир Василий Киквидзе, в 1918 г. принимавший участие и в боях за ДКР.


Василий Киквидзе
12 января 1920 г.:
Ф. Артем-Сергеев, находившийся в Стерлитамаке, написал письмо Ленину с анализом положения в Башкирии.
Хронология: 12 января | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта

Комментариев нет:

Отправить комментарий