14 окт. 2015 г.

Старые фото и тексты о городе Тбилиси

Старые фото и тексты о городе Тбилиси: matveychev_oleg

Грузинский принц Вахушти Багратиони в 1745 г.
"Жители Тифлиса - это персы-мусульмане в Берде и Сейдабаде, а вне Берда - преимущественно армяне и в малом количестве грузины.."
(Кликабельно)





Путешественник Жозеф Турнефор (1701 г.)

"Жителей в Тифлисе приблизительно считается 20.000. Из них 14.000 армян, 3 тысячи мусульман, 2 - грузин и 500 римско-католиков. Церквей греческих (православных) в Тифлисе 5, армянских 7 и мечети – 2."

Армянская церковь Св.Григория Просветителя – Сурб Грикор Лусаворич. Уничтожена в советское время.


Церковь Св.Григория Просветителя


Армянский монастырь Св.Степаноса - Кусанец Сурб Степанос. Ныне грузинская церковь Квемо Бетлеми.


1770 г.—Записка капитана Языкова о Грузии.

"Главный в Грузии город Тифлис, на реке Куре, к утесистой горе примыкает; на оной крутой каменной горе старинная и крепкая крепость, в которой вода есть, жителей, кроме определенного гарнизона нет, на башнях стоят пушки без лафетов, город же весь обведен каменной, но не весьма крепкой стеной, в нем считается, по их сказкам, пять тысяч дворов, жители по большой части армяне и католики, первые главный торг производят и много есть богатых купцов, а сколько числом в городе людей,—того сказать не можно, потому, что они и сами не знают, однако довольно [188] людный город. Сказывают, что в прошлом году с шесть тысяч душ язвой умерло; ряды в городе каменные, со сводами, под одну крышу, а свет сверху. Товар продают азиатский: парчи, тафты, выбойки и прочее, так же и привезенный из России: чай, сахар, маленькие зеркала, ножницы и прочее.





Мастеровых всяких довольно и всякое мастерство имеет особый ряд. За лучшее в Тифлисе почесться могут горячие воды: бьют из горы, и бани каменные со сводами, более ста лет преизрядно построенные, в них сверху свет и бассейны сделаны из тесаного камня, где людям лежать в одном бассейне, так вода тепла, что едва терпеть можно, а в других холодная и серой пахнет, жители в оных банях моются и сказывают, что женщины в городе от горячих вод телом белы и чисты, а что бани их здоровы в том я сам собою испытал, бывая в них часто. Дома в городе все каменные, но на домах сверх потолков крышек не бывает.

Крыши бань в Тбилиси.




Женщины имеют обыкновения на потолках в хорошее время сидеть, есть изрядные дома наподобие замка и в покоях довольно чисто, по большой части покои деревом убраны, а полы усланы коврами, печей нет, а везде камины, улицы в городе узкие, так что с нуждою в иных верхом проехать можно. Чистота в городе совсем не наблюдают и я дивлюсь, что не во всякое время моровое поветрие бывает; за городом садов плодовитых очень много, в оных растет: виноград, миндаль, который к апрелю поспевает, фиги, гранаты, персики, чернослив, яблоки, груши и много других персидских плодов..





Простой народ неопрятен и нечист, ибо они никогда не моются. Во всей той стороне Азии славятся красотой тифлиские женщины. Справедливость надобно отдать, что они весьма чисты и много есть хороших лиц. Княгини и армянки опрятно и чисто одеваются, а многие и парчовые платья носят. Жен от царя и до последнего содержат по азиатски: ежели муж с женой на улице встретится, то не остановится, и считают за бесчестье женщине, ежели с ней [190] публично мужчина говорит. Знатные и достаточные женщины сверх платья белые кисейные фаты до самой земли носят, и лицо фатой закрывают, так что почти глаз невидно.

Прачки на берегу реки Куры.


Прачки в ущелье речки Дабаханки.


Сговаривают замуж девочку лет четырех, а отдают иногда и менее 12 лет. Сему раннему сговору и замужеству также причиной персияне: когда Шах-Надир владел Грузией, тогда где проведают пригожую девицу, не исключая и царского рода, насильно брали. Сказывают, что царя Ираклия сестра была у Шах-Надира. (Надобно знать, что у персиян обыкновение—девицу можно взять, а замужнюю нет). Потому и начали отцы дочерей своих весьма молодых отдавать замуж и в сущем ребячестве сговаривать, которое обыкновение до днесь и без нужды продолжается.





Народ грузинский и кахетинский вообще легкомысленный, ленивый, упрямый, невежи, воспитываются без всякого наставления не только нижние, но и царские дети, наук никаких нет, а ученье состоит в одной грамоте, да и той многие князья не знают. Что ж принадлежит до благородных женщин, то они почти все писать умеют. Ежели дойдет до счету, то раскладывают бобами; народ весьма не толковитой, даже об одной вещи надлежит говорить долго, а когда и поймет, то десять раз ответ переменит, почему и к обману склонны, что я во многих случаях сам испытал не только нижных, но и самого начальника,—в 24 часа переменят без стыда несколько раз мысли, и обман у них, как видно, за порок не становится.

Оружейник и муша - носильщик.




СИМЕОН ЕРЕВАНЦИ (1710-1780 гг.) об армянских церквях Тбилиси:

ДЖАМБР
В стране Грузинской

"Город Тифлис , а вместе с ним: семь церквей в городе Тифлисе, то есть Ванки, Сурб-Ншани, Джркрашен, Саакашен [118] и две церкви — Камоенц и [св. Георгия] Карапи * (т. е. “Церковь на скале”), каждая со своей общиной, не считая также нескольких небольших церквей вместе с ними; все они престольные. Есть еще одна церковь в крепости, называемая кафедральной, искони принадлежавшая св. Престолу, но со времени шаха Аббаса [I] крепость заселяется мусульманами, которые захватывают и церковь. С тех пор церковь пустует, лишается прихода; забывается даже то, что она принадлежала св. Престолу. Остальные же три церкви, то есть Мугни, Бетхеем и Норашен, входят в [епархиальную] область Ахпатского монастыря."

Армянская церковь Святого Георгия в Клдисубани.


Армянская церковь Норашен.


Армянская церковь Мугни Сурб Геворк. Ныне разрушена.


ИОГАНН АНТОН ГИЛЬДЕНШТЕДТ

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ

Путешествие и наблюдения в Грузии в 1771 г
Описание Тефлиса

Тефлис — есть персидский и европейский корень слова столицы и резиденции картельских царей, которую грузины называют Тбилискалак (Тбилискалар. П), т. е. Теплый город, потому что ниже города и неподалеку от него находятся теплые источники и при них теплые целительные воды 91. Столица расположена на правом берегу Куры, которая наклонно стекает с опускающегося здесь южного Кавказского предгорья, по моим наблюдениям, на одном меридиане с Моздоком, но южнее на 2 градуса. Перед городом было нижнее предместье, среди теплых целительных вод, город Тбилискалак. Нынешний город образует почти тупой треугольник, и он обнесен стеной из кирпичей вплоть до одного места у Куры; в восточном углу находится маленькая крепость Нарекла, и в западном — укрепление Шардахти. Городская стена между ними длиной в 600 саженей длины, а вся окружность города составляет приблизительно 3 русские версты, или 1500 саженей. В этом небольшом пространстве живет около 20 000 местных жителей; поэтому улицы достигают ширины около 1 сажени, а переулки еще уже.

Площадь Майдан - главная площадь старого Тбилиси. На заднем плане армянская церковь Сурб Геворк.


Нарикала на картине Чернецова. Видно, что дома в Старом городе одноэтажные с земляными крышами.


Дома одноэтажные, возводятся из кирпичей и каменных плит, с глинистой известью; [они] достигают высоты приблизительно в 15 футов, крыши их [107] плоские, засыпанные глиной; в комнатах есть камины, и в окнах вместо стекла промасленная бумага. Все выстроено наскоро, плохо, не [слишком] часто и очень неприглядно. Рядом с восточной частью города проходит мост через Куру, который ведет в маленькую крепость Метехи на левом берегу Куры.





Ниже города, близко от него, на правом берегу Куры, находятся теплые источники, и при них публичные купальни для людей обоего пола. Ниже купален находится предместье Гаретубани, или, лучше сказать, старый Тефлис. Вокруг города и предместья расположены значительные виноградники и фруктовые сады, которые идут вниз вдоль реки на 5 верст и орошаются с помощью мельниц и стоков из Куры. У садов, а также ниже их имеются небольшие поля ржи. На левом берегу Куры, против города, тоже есть сады и поля. Значительное место в небольшом пространстве, где живут 20 000 жителей, занимают еще церкви и многочисленные кладбища. Эта скученность жителей, это наклонное положение города на глинистой почве, которая при дожде совершенно размокает, кладбища, плохая полиция, которая допускает то, что улицы почти покрыты нечистотами и т. д., зачумляют, так сказать, воздух, поэтому нередко бывают дизентерии и злокачественная лихорадка эндемическая и эпидемии, также сама чума. В 1770 году последняя похитила около 4000 человек. Большая смертность была бы еще больше, если бы дома не были построены так, что в них всегда свежий воздух; [это происходит потому, что] из-за плохих дверей, бумажных окон, каминов и т. д. возникает постоянный сквозняк. В чуму в 1770 году заболевших большей частью выносили из домов на улицы и заметили, что последние выздоравливали чаще, по отношению к тем, что [оставались] в домах.

Городские жители больше чем наполовину армяне; другая половина состоит большей частью из грузин и, кроме того, из татар. Среди армян имеется около 400 римского вероисповедания, которые содержат патеров.

Река Кура и армянский Ванкский собор. Собор был разрушен в советское время.


Разрушение Ванкского собора.



В 1835 году в своей работе "Путешествие на Кавказ" немецкий исследователь Эйхард писал:

"Тифлис даже не соответствует полуевропейскому городу. В дождливую погоду улицы Тифлиса чрезвычайно грязны, а в сухую погоду, в особенности когда ветренно, пыль, как облака, покрывает город. Всякий мусор беспрепятственно выбрасывается на улицы, и часто случается так, что прохожие бывают с головы до ног выпачканы нечистотами и требуют плату за свою испачканную одежду. На некоторых улицах есть тротуары, они вымощены, но небрежно и грубо. Лучшая и широкая площадь – это Эриванская площадь, но почти полностью ухабистая. Город лишен каналов, водоемов, аллей, словом там нет того, что может напомнить усладу европейского города или дать представление об азиатской роскоши и красоте."

Наводнение в Тифлисе.


Французский консул Гамба Жан-Франсуа:

(Из Путешествия г-на Гамбы, Французского Консула в упомянутом городе, 1826 года.)
В 1820 году я сам видел, как все почти улицы в старом городе загромождены были развалинами - следствие Персидского нашествия; с трудом отворялись низкие двери домов, почти ровных с землею; плоские крыши на некоторых едва служили признаками узких и кривых улиц. Но трех лет было достаточно к тому, чтобы городу Азиятскому дать всю благовидную наружность Европейской образованности. Улицы вытянуты довольно широкие и прямые, а жители к назначенному сроку обязаны были выстроить домы, вышиною от 12 до 14 футов, из жженого камня. Для приготовления сего материала отведено было пространное место. Работою занимались солдаты; другие валили дубовые деревья. Строевой лес сплавливали по Куре к Тифлису, и здания в новом городе построены со скоростию, едва вообразимою. Мало помалу засыпаны были рвы в старом городе, которой в продолжение немногих лет соединен с новым; тут пространство места дозволяло уже выводить улицы шириною в 60 Футов. Прекрасные площади, казармы, больницы, здания для присудственных мест, частию из жженого камня, частию из кирпича высушенного на солнце, старанием Генерала Ермолова были окончательно построены, и ничто неможет сравниться с тою деятельностию, с которою он украсил, или даже совсем перестроил главный город Грузии."



ОЛЬШЕВСКИЙ М. Я.

КАВКАЗ С 1841 ПО 1866 ГОД

В старом Тифлисе находится много обращающего на себя внимания, и было бы непростительно пройти молчанием о всем том, о чем буду говорить.

Сионский собор замечателен по своей древности, наружной архитектуре и внутренней живописи, возобновленной в 1850 году, известным нашим художником князем Гагариным. Нельзя сказать, чтобы собор отличался своей величиной или возвышался бы особенно над прочими строениями. Он, напротив, много теряет оттого, что углублен в землю. Чтобы войти в него, нужно спуститься по лестнице десятка в два ступеней.

Метехский замок, построенный на скалистом левом берегу Куры, принадлежит к самым древним сооружениям грузинских царей. Ныне в нем содержатся арестанты и политические преступники. Замок вооружен орудиями, могущими обстреливать город по разным [85] направлениям. Из них производится салютационная пальба во всех торжественных случаях.

Церковь Успения Богородицы в Метехском замке.


Караван-сарай замечательный по своей древности, огромности и бесчисленному множеству больших и малых лавок. До построения караван-сараев Тамамшева и Арцруни, в нем сосредоточивалась вся торговля оптовая и розничная. Теперь же в нем производится торговля разными мелкими товарами, преимущественно азиатскими и для простого народа. Уподобляясь в этом отношении нашему любому губернскому гостиному двору, он различается от него только тем, что рядом с продажею предметов первой потребности находятся и всякого рода ремесленные заведения. Тут вы найдете: портных, сапожников, башмачников, шапочников, седельников, столяров. паяльщиков, лудильщиков и разных других мастерств людей, произведения которых развешены в темных лавочках, снаружи открытых. Тут же найдете лавочки для утоления голода и жажды, с теми же произведениями, как и все прочие духаны, а именно: с кислым кахетинским вином, хранящимся в огромных бурдюках, всегда черствыми чуреками, грязными лавашами, ржавым балыком и с заплесневелой икрой, без которых существование грузина немыслимо.





Не менее замечательную и оригинальную особенность Тифлиса составляют бани, выстроенные над горячими серными источниками разных наименований. Есть бани Бебутовские, Меликовские, есть и казенные, выстроенные над самым горячим источником, темпера-тура которого по Реомюру достигает 32 градусов. Все бани сгруппированы между Метехой, Майданом и Кала или старою крепостию, на том месте, где находятся горячие источники, от которых и город получил свое название, потому что на татарском языке Тепли-су значит - горячая вода.

Тифлисские бани разнятся от наших русских устройством, одинаковой степенью температуры, во всякое время дня и года, и способом в них мытья. Банщики преимущественно персиане, - не только с особенным искусством, умеющие обдавать вас мылом и тереть, но если желаете, то помнут ваши члены и прогуляются на корточках по разным направлениям вашего тела.







Бани для женского пола среднего грузинского сословия составляют высшее развлечение и удовольствие. Будучи стеснены строгими обычаями восточной семейной жизни, женщины изыскивают перед мужьями, родителями и родственниками разные средства, чтобы почаще бывать в бане, сговариваются с своими подругами и таким образом проводят и посвящают в них целые часы «лапаракам» или разговорам и пересудам. А грузинки способны поболтать и посплетничать [86] не менее наших кумушек, что им более простительно, потому что они несравненно более испытывают стеснений и менее свободны в своих действиях и поступках, нежели наш прекрасный пол.



Возле бань находится квартал, исключительно населенный персианами. Из них много искусных каменщиков и лепных мастеров, умеющих узорчато и фигурно украшать потолки и стены разноцветными стеклышками и выступами. Такие комнаты находятся почти в каждом богатом доме и по своей отделке и меблировке именуются персидскими.

По близости от бань находится Майдан и Кала или крепость. Первая - небольшая площадка, на которой совершались во времена грузинских царей наказания и казни преступников; теперь же Майдан - базарная площадь, всегда уставленная разными жизненными предметами первой потребности, и всегда полная народом, так что с трудом проезжаешь по ней в экипаже.

Площадь Татарский Майдан и Метехский замок.




Кала или крепость находилась на юг от бань и Майдана, на покатости горы, на которой теперь находится ботанический сад, замечательный по многим в нем редким растениям. Она служила убежищем для народа в крайних случаях и была обнесена стеной, фланкируемою башнями, остатки которой видны и по настоящее время. Со вступлением же в Тифлис русских войск совершенно утратила свое значение. До 1846 года помещались в ней пороховые погреба; но когда от громового удара последовал взрыв одного из них, то и в этом отношении она оказалась бесполезною.

Старый Тифлис тесен, мрачен, грязен. Улицы в нем узкие, кривые; площадки небольшие, неправильные, дома с плоскими деревянными или земляными крышами, окнами, преимущественно обращенными на дворы, весьма малые и всегда грязные.







Новый Тифлис напротив состоит из прямых, широких улиц; больших хорошо обстроенных площадей; дома в нем двух и трех этажные, красивой архитектуры с железными крышами. Кроме чисто содержимых дворов, много садов, в особенности же на Куках. Впрочем, несколько лет назад и на улицах нового Тифлиса , осенью и зимою, часто бывала непроходимая грязь, потому что и они не были вымощены, но теперь это миновалось.



Новый Тифлис может считаться вполне европейским городом как по наружному виду, так и по образу жизни его обитателей. В высоких обклеенных богатыми обоями гостиных, вместо тахт, расставлены мягкие на пружинах и обитые дорогой материей диваны и кресла; темные дарбазы заменены большими светлыми с паркетными полами залами. Есть даже роскошные будуары, с богатыми трюмо, [87] разными безделушками и цветами, о которых не только обыкновенные грузинки, но царевны прежде не имели никакого понятия.





В новом городе «тасакрави и личаки», составляющие головной убор грузинок, довольно редки; на чадры же положительное изгнание; чухи и остроконечные бараньи шапки тоже очень редки. Все это весьма естественно, потому что в новом Тифлисе живет по преимуществу русское население, принадлежащее к военному сословию, или к гражданской администрации. Живущее же здесь высшее грузинское или армянское дворянство тоже усвоило костюм и образ жизни европейский. И оно старается если не перещеголять, то не отстать от русских, в убранстве комнат, красоте экипажей и пышности туалетов.



Совсем другим является в этом отношении старый Тифлис . Там по преимуществу вы встречаете разноцветные тасакрави и раздувающиеся ветром, легкие, белые личаки, или покрывала, закрывающие чернью волосы и смуглые личики, часто очень красивенькие. Там вы беспрестанно сталкиваетесь как с привидениями. с женщинами,закутанными с головы до ног в белые коленкоровые покрывала, называемые «чадрами».

Грузинки, с искусством закутываясь в эти чадры, умеют заинтересовать ваше воображение своими черными глазами и стройным грациозным станом. Но в этом вы большею частию разочаровываетесь, встречая или старость, или безобразие, - что очень естественно, потому что молодости и красоте нет причин скрываться.



Не реже чадр встречаются «чухи» и барашковые шапки на подобие персидских, но не столь высокие. Этот по моему мнению уродливый костюм грузин, в особенности безобразен, если он надет на толстом мужчине, и если ветер раскидывает и хлещет длинными откидными рукавами его чухи, уподобляющейся польскому кунтушу. Вообще нужно заметить, что мужской грузинский костюм схож с древним польским.

Проходя или проезжая по узким улицам старого Тифлиса , не услышите игры на фортепиано, а тем более пения романсов или арий. По зато ваш слух зачастую терзают раздирающая зурна с бубнами и оглушительное пение, продолжающееся несколько секунд на одну ноту. Чем пение крикливее и монотоннее, тем более оно восхищает слушателей. Известный персидский певец Сатар, восхищавший грузин своим пением, брал тем только, что, имея огромный голос, неистово кричал.

Да и зурна - не что иное, как страшно пронзительный гудок, который может быть терпим только на открытом воздухе и веселить толпу во время переездов, Но нужно иметь бараньи уши, чтобы заставлять играть зурнача в комнате и слушать его по нескольку [88] часов, как это делают истые любители. Да и чунгура, более тихий инструмент и служащий аккомпанементом для пения, ничего не имеет гармонического. Чунгура по устройству своему уподобляется балалайке, но только с металлическими струнами, ее же звуки уподобляются фаготным.



Только в старом Тифлисе вы можете встретить пляску под бубен, а и того более - под зурну на крыше дома, потому что только в этой части города находятся плоские земляные крыши.

Хотя я порицал и зурну, и пение грузин, но лезгинка, единственный и общеупотребительный их танец, не лишен грации и привлекательности. Нужно по истине сказать, что сколько грузины ловкие и лихие наездники, столько грузинки грациозны в танцах и вообще в движениях и действиях. Но не ждите от них любезности. На все ваши вопросы будут односложные ответы. Это соответствует их образу жизни, потому что семейная жизнь грузин не далеко опередила мусульманский восток.



В этом отношении еще ниже грузин стоят - армяне. Женщины далеко не красивее и не грациознее грузинок. Мужчины, хотя грязнее, однако далеко умнее и спекулятивнее грузин. Главные богачи и хозяева Тифлиса армяне; в их руках сосредоточивается вся торговля. Грузины более легкомысленны, ветрены, тщеславны и расточительны; армяне более смышлены, сообразительны, серьезны, расчетливы и даже скупы. На приобретение и барыши у армянина нет преград; ради денег он решится на всякий поступок."

Комментариев нет:

Отправить комментарий