2 июл. 2015 г.

Школы под парусами 7. Первыми были. 38-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «БОГОЯВЛЕНИЕ»

38-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «БОГОЯВЛЕНИЕ»
image
К началу XIX в. успехи естественных наук и математики стали очевидны. Появился и ряд работ по теории кораблестроения. Это — тру­ды П. Бугера «Трактат о корабле» (1749), Л. Эйлера «Морская наука» (1749) и др. Более поздняя работа Л. Эйлера «Полное умозрение строения и вождения кораблей» (1778) представляла собой пособие по теории корабля для учащих­ся навигационных школ. Ряд ее положений интересен и для нынешнего заин­тересованного читателя. Развитие этих наук, а также морской артиллерии не могло не сказаться на методах постройки судов. Изменился и уровень препода­вания в Морском корпусе. Флот России нуждался в кадрах, способных ре­шать навигационные задачи, владеть тактикой ведения морских сражений, разбираться в столь сложном сооружении, каким стал корабль к этому времени.

В конце XVIII в. в России по-прежнему набирали учеников в Морской ка­детский корпус, по-прежнему в учебных классах преподаватели вели занятия, а вот своей школы под парусами не было. К тому времени «Надежда» была дав­но уже по ветхости разоружена. Другого учебного судна на тот момент не было. Поэтому понятно, сколь радостным и вселяющим надежды в души оптимистов, веривших в будущее русского флота, в надежность русской морской школы было решение Адмиралтейств-коллегии о передаче корпусу построенного в 1798 г. в Петербурге фрегата «Богоявление». Предназначавшийся первона­чально для Ораниенбаумской гребной флотилии, которая в основном обеспе­чивала материальным довольствием царские и придворных чинов яхты, фрегат был передан Морскому кадетскому корпусу, и гардемарины опять получили в свое распоряжение корабль, годный не только для стоянок на Петергофском рейде, но и для настоящих плаваний по Балтике. Организационно все устрои­лось наилучшим образом. Корпус тогда размещался в Кронштадте, многочис­ленные гавани которого стали тесны даже для боевых кораблей. Поэтому «Бо­гоявление» оставили на стоянке в Ораниенбауме, где ему были обеспечены внимание, уход и снабжение.
Так в конце последней трети XVIII столетия в русском флоте появилось учеб­ное судно «Богоявление», которому судьба уготовила право быть по-своему пер­вым. Фрегат, родившийся в период бурных потрясений, притязаний и экспан­сии со стороны наших соседей, стал учебным судном, совершившим первый рейс дружбы. Эта достойная уважения миссия так понятна нам, людям кон­ца XX в., приветствующим международное движение «Балтийское море — море дружбы и мира».
Было бы наивно думать, что с визитом фрегата «Богоявление» к вчерашнему противнику, все вдруг изменится к лучшему. Так не бывает. И спустя всего восемь лет Швеция вновь навязала войну России и опять потерпела неудачу. Эта война оказалась последней между странами-соседями, и кто знает, может быть, наши соотечественники с фрегата внесли свою лепту в борьбу народов за мир.
Итак, фрегат «Богоявление» стал учебным судном. После очередного зим­него отстоя в Ораниенбауме в последнее лето уходящего XVIII в. судно совер­шало учебные плавания, как и было намечено, по Балтийскому морю. До их начала гардемарины совершенствовали свое умение в обслуживании парусной оснастки, продолжали ставшие уже привычными парусные учения. Начинаю­щие моряки шли от простого к сложному: сперва учились привязывать паруса к рею, убирать отвязанные паруса в кладовые, познавали другие «премудрости» искусства марсовых и салинговых. Затем учились быстро подниматься на мачты, бегать по вантам и бесстраш­но расходиться по реям. Будущие водители боевых ко­раблей, нащупывая ногами перты и унтер-перты, смот­рели далеко вперед в прямом и переносном смысле — в бу­дущее своей страны.
Каждый день пребывания на полюбившемся ученикам судне приносил что-то новое. И это новое приходило не из потрепанного учебника или учебного альбома, а из повседневной жизни на живом корабле. Овладев термино­логией и началами парусного мастерства, ученики пере­ходили к освоению более сложных действий, сами учили судно совершать повороты оверштаг и через фордевинд, ложиться в дрейф и выходить из него. Не беда, что при этом судно пока оставалось стоять на якоре, морские мили еще ждали их. Таково было требование методики.
Боевой штат фрегата насчитывал 136 человек офице­ров и нижних чинов, но с прибытием на судно 40 учени­ков для практического плавания штат нижних чинов со­кращали, так что общее число обитателей «Богоявления» оставалось неизменным. При этом последовательно вы­держивался принцип, согласно которому фрегат, даже в новом качестве учебного судна, обязан был в основном сохранять боеспособность. Отсюда ясна задача, стояв­шая перед командованием корабля. Ему нужно было в короткий срок из «новобранцев» подготовить равноценную замену морякам, сошедшим на берег, и научить действо­вать, как требовал когда-то Петр I, «в бою как солдаты, в ходу как матросы». Гардемарины получали ружья и амуницию. Они считались на корабле как бы гвардей­скими морскими солдатами и одновременно исполняли все обязанности морских унтер-офицеров.
Штат «Богоявления» был составлен из опытных, мно­го послуживших офицеров, унтер-офицеров, рядовых. Поэтому вопроса, у кого учиться молодым, не возникало. Начинающим морякам полагалось набираться «ума» у старослужащих, старших по возрасту. Существовало за­нятное правило: «Фендрикам (здесь — шутливо-пренебрежительное название молодого офицера, бытовав­шее в царской армии; вообще устар.— прапорщик) на корабле более двух не собираться. Понеже ослушаются, то их надобно разгонять и бить батогами, ибо о деле гово­рить не сумеют, а бесчинство учинить не замедлят!», что следовало понимать так: «Вертись на виду у старших, набирайся опыта и сноровки». Этим и занимались «фендрики» (или «фендрихи») первые две недели на стоянке. По их прошествии, в течение которых гардемарины при­обретали навыки работы с парусами и по боевым расписа­ниям, фрегат вместе с приданным ему бригом «Ласточка» вышел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю, его заливам и проливам.
Бриг — не такое приметное судно, как «Богоявле­ние»,— был получен Морским кадетским корпусом чуть ранее фрегата, переоборудован и вступил в действие практически в одно время с ним. Известна точная дата передачи судна корпусу. Адмиралтейств-коллегия 10 апреля 1797 г. распорядилась предоставить Морскому шляхетному кадет­скому корпусу придворную яхту «Ласточка» «для употребления оной ко обу­чению гардемарин(ов) и кадетов вооружению и для крейсерства». Основные размерения судна: длина корпуса 19,5 м; ширина 5,64, глубина интрюма (трюма) 2,64 м. Построена «Ласточка» была в 1784 г., тимберована в 1795 г., служила корпусу с 1797 по 1805 г. По окончании службы разобрана в 1806 г. в Петербурге. Возможности брига, по понятным причинам, были ограничены, поэтому в записке директора корпуса И. Л. Голенищева-Кутузова от 6 марта 1805 г. не чувствуется сожаления по поводу расставания с этим судном: «Руко­водство кадетским корпусом просит Адмиралтейств-коллегию разрешения воз­вратить яхту «Ласточка» как непригодную».
Подробных сведений о плавании 1799 г. нет. Известно, что длилось оно три месяца — три месяца труда и учебы.
Наступил новый, XIX, век. Вступление в новое столетие всегда сопряжено с какими-то особыми переживаниями, надеждами на будущее. Для питомцев корпуса 1800 г. принес и переживания и надежды. По классам и дортуарам ра­зошлась весть: предстоящим летом во время практики русские учебные корабли зайдут в столицу Швеции. О том, как проходил этот поход, мы узнали из кратких свидетельств, найденных у Ф. Ф. Веселаго, Ф. П. Литке, Г. В. Форстена, В. Н. Берха.
Сухой и солнечный апрель 1800 г. был отведен для покраски судов, их отакелаживания. По реям были раскреплены паруса, всю зиму пролежавшие в корабельных парусных кладовых и на береговых складах. Отряд был готов к походу. В середине июня суда подняли якоря и начали совместное движение от Боль­шого Кронштадтского рейда. С рассветом, который в начале кронштадтского лета следует сразу за закатом, солидный 38-пушечный фрегат и миниатюрный 6-пушечный бриг подняли паруса и взяли курс на запад.
Через несколько дней отряд пришел в Ревель (Таллинн). Непродолжитель­ная стоянка не помешала учебным занятиям и тренировкам. Специальная группа гардемаринов, как было записано в учебной программе, под руководством кора­бельных офицеров и корпусных преподавателей на судовых шлюпках занима­лась съемкой Ревельской бухты. Гардемарины изучали режим течений на подходе к ней. Штатная команда использовала время стоянки для выпол­нения судовых неотложных дел, которые нельзя было провести в море. Помощ­ники командиров кораблей организовали дополнительную приемку продоволь­ствия (на суда были приняты животные). Особой заботой было пополнение за­пасов пресной воды. Как уже упоминалось, перед дальними походами принято было запасаться не заиленной, часто солоноватой кронштадтской водой, а брать ревельскую, более чистую, свежую.
По окончании стоянки корабли вышли в море, устремив теперь бушприты в направлении шведского берега. Эта часть пути была отведена учебным стрель­бам. Гардемарины выпускного класса, сдавая зачет по артиллерийской подго­товке, с упоением палили по южному берегу Финского залива, который был усе­ян обломками кораблей, не устоявших в борьбе со стихией,— дань, которую море собирает за право ходить морскими дорогами.
В конце июня — начале июля на Балтике обычно хорошая погода со слабыми или умеренными ветрами, неустойчивыми по направлению. Быть может, этим объясняется то, что остаток пути до шведской столицы прошел в парусных учениях. «Учебный» ветер помогал гардемаринам практиковаться в роли вахтенных офицеров. Часто менялись галсы, за оверштагом следовал поворот через фордевинд, младшие и старшие ученики, вспоминая «якорную» школу, вырабатывали автоматизм в уже освоенных действиях. Командиры кораблей не стре­мились форсировать скорости движения, целью похода неизменно были «экзерциции в науке и практике». Укрепившись в основах знаний, воспитанники ста­новились участниками действий повышенной сложности, осваивали приемы сов­местного маневрирования двух кораблей, их относительного движения, имити­ровали боевое столкновение, борьбу за «дистанцию и пеленг». Каждый старался занять и сохранять такую позицию, чтобы солнце ослепляло противника.
Жарким июльским днем русские суда стали на внешний рейд у шведских островов Санде и Корее, расположенных у входа на стокгольмский шхерный фарватер. Приблизительно сутки ушли на переговоры с представителем швед­ских властей, прибывшим на маленькой галере из крепости Сандхамн.
Когда все формальности были окончательно соблюдены, «Богоявление» и «Ласточка» подняли якоря. Суда следовали в следующем порядке: впереди — шведская галера в роли почетного эскорта с представителями шведских вла­стей на борту; за ней — «Богоявление» под флагом командира отряда русских судов, замыкал строй бриг «Ласточка». С началом движения, как только выров­нялся кильватерный порядок, фрегат и бриг отсалютовали крепости. Сразу же последовал ответный салют в честь командира русского отряда, и корабли про­должили следование к Стокгольму. Здесь, нужно заметить, наших моряков ожи­дали 30 миль сложного шхерного пути, проложенного между камнями и остров­ками, а сразу за входом в шхеры начиналась зона полного штиля. К тому же день был маловетреным, а двигаться предстояло на судах, не знавших машин­ного телеграфа с его «малым» и «самым малым». В то время в таких ситуа­циях чаще всего прибегали к буксировке своими же шлюпками. На воду спуска­ли барказы и гребные катера, заводили концы, и начиналась утомительная ра­бота, которую делали, естественно, нижние чины. Иногда выполняли верпова­ние: при помощи шлюпок вперед, по ходу судна, завозили средних размеров якорь — верп. После удачной его покладки на грунт в работу включались мат­росы, находившиеся на судне. Они, натягивая якорный трос, протаскивали суд­но как можно дальше вперед. Затем утомительную процедуру повторяли.
Моряки «Богоявления» и «Ласточки» также были вынуждены применить свои мускулы, но несколько иначе. На время фрегат и бриг были превращены в гребные суда, поскольку по старой памяти на судах галерного флота имелись и весла, и приспособления для их использования: металлические уключины или «шкармы» — деревянные стойки, каждую из которых охватывала (вместе с вес­лом) стропка. На более крупных плавучих сооружениях имелись надлежащие отверстия в фальшборте, через которые пропускались весла и которые успешно исполняли функции шарнира. Гребли, стоя на палубе, часто по два человека на весло: один — лицом вперед, другой — спиной к направлению движения. Судя по чертежам «Богоявления», таких отверстий было по девять с каждого ' борта для 18 весел, для которых требовалось 36 человек в одну смену.
В основном на веслах, а где можно, и с помощью паруса корабли русского отряда продвигались вперед. Где-то на полпути они сблизились с зоной, в кото­рой в ходе Северной войны (в 1719 г.) галерная эскадра под командованием ге­роя Гангута вице-адмирала Матвея Христофоровича Змаевича вела рекогнос­цировку крепостных укреплений Ваксхольма для производства «разорений противникова укреплений». В мирном, 1800-м, году корабли россиян и шведская крепость обменялись холостыми залпами приветствия. Должное было воздано коменданту крепости, защищавшей подходы к шведской столице в самом узком месте фарватера. Последовала и «салютация» в честь командира русского от­ряда. Движение не прекращалось и белой ночью, такой же светлой, как и петер­бургские. На переход к Стокгольму было запланировано 10—11 часов. Пример­но так и получалось — к полудню по местному времени корабли прибыли на
назначенный рейд. В живописной бухте перед королевским замком был произведен третий запланированный салют, теперь в честь короля Швеции. Матросы и гардемарины фрегата и брига были выстроены на реях. Берега заполнила многочисленная публика, шлюпки и яхты тесным кольцом окружили гостей. Праздник встречи состоялся...
image
Исполнив возложенную на них миссию, корабли «Богоявление» и «Ласточка» двинулись на юг Балтийского моря вдоль о. Готланд. Обогнув о. Эланд, они вышли к Борнхольму и направились к берегам Дании, для которой приход русских кораблей был отнюдь не внове.
На обратном пути (был уже конец августа) участились дожди. Посвежевшие западные ветры постепенно стали переходить в шторм умеренной силы. Для морских учеников это было еще одним испытанием, очередным классом в изучении науки хождения по морям. В районе о. Рюген «Ласточка» зарывалась носом в волны, сверх меры принимая воду на палубу. Так повелитель ветров Стрибог со своими помощниками ускорял путь судов на родину. Подталкиваемые свежими ветрами, фрегат и бриг быстро дошли до устья Финского залива, а там уже рукой было подать до родной гавани.
image
Фрегат «Богоявление» был заложен в Петербурге на Адмиралтейской верфи 7 марта 1795 г. и спущен на воду 24 сентября 1798 г. Затем фрегат, построенный, как мы знаем, для Ораниенбаумской гребной флотилии, был передан в распоряжение Морского кадетского корпуса. Будучи фор­мально приписанным к гребной флотилии (по всем видам довольствия и ремонта), судно «Богоявление» в течение 18 лет честно служило делу морской учебы молодых воен­ных моряков. Путь фрегата закончился в Кронштадте, где после списания был разобран на дрова в 1816 г., как мно­гие из его не менее славных собратьев.
Строителем судна был известный в те времена кора­бельный мастер М. Сарычев. По этим чертежам на вер­фях Петербурга и Кронштадта была построена целая се­рия кораблей. Все они несли боевую охрану шхерных районов, а между баталиями вели гидрографические ра­боты в шхерах: выполняли промер глубин со шлюпок, опись и съемку различных участков побережья для уточ­нения лоции.
Основные характеристики фрегата «Богоявление»
Длина между штевнями, м 39,60
Ширина у миделя (без досок), м 9,74
Глубина интрюма (трюма), м 3,35
Высота, м
       борта 4,20
       киля 0,30
Осадка наибольшая (с килем), м . 3,70
Водоизмещение полное, т 720
Число Брюса 3,34
Артиллерийское вооружение, шт. . . 38
24-фунтовые (калибр в фунтах) пушки на опер-деке в носу  (11760 г) 2
18-фунтовые на опер-деке по бортам (8820 г) 20
12-фунтовые на квартердеке в корме (5880 г) 2
6-фунтовые на форкастеле в носу (2940 г) 2
6-фунтовые на квартердеке по бортам (2940 г) 12
image
Ниже объясним основные термины, применявшиеся некогда в русском судостроении: опер-дек — верхняя ба­тарейная палуба; квартердек — открытая палуба в корме, использовалась для выполнения действий по управлению судном; форкастель — палуба, небольшой помост, распо­ложенный на некотором возвышении над опер-деком в но­совой части судна. Мидель-дек — средняя палуба, на ней на больших судах в основном размещалась корабельная артиллерия; на линейных кораблях она еще называлась гон-деком. Орлоп-дек — кубрик. Трюм — дно трюма. Платформа — легкой конструкции палуба, возведенная в пределах части трюма.
Артиллерийское вооружение, т. е. корабельные орудия, заметим, различались по калибру — весу снаряда, или ар­тиллерийскому весу, выраженному в фунтах (обычно в русских фунтах плюс 19 золотников, т. е. 490 г).
Теоретический чертеж фрегата «Богоявление» дает возможность познакомиться с особенностями формы его корпуса, а попутно и с особенностями старинных черте­жей. На нем изображены проекции, называемые теперь «бок», «корпус» и «полуширота», что делает похожими былые чертежи на современные. Но сразу осознаешь на­сыщенность чертежей информацией о судне. Так, на чер­тежах XVIII в. рядом с «теоретическими» кривыми прорисовывались и конструктивные элементы, в частности, на теоретическом чер­теже «Богоявления» показаны килевые брусья, кормовой и носовой дейдвуды, строение штевней, способ сочленения брусьев во всех основных узлах. Бы­вало, на таких чертежах указывали места размещения сходных трапов и свет­лых люков, положение переборок — деление внутреннего объема судна на от­секи. Нередко на них отмечали границы брот-камеры (место хранения сухой провизии), крюйт-камеры (место хранения боеприпасов), провизионных от­секов, жилых помещений офицеров. Прорисовывали даже кирпичную плиту камбуза с ее дымоходом. Правда, «геометрия» корпуса на таком чертеже вос­принимается с некоторым затруднением.
Парусное вооружение «Богоявления» не поражает чем-то необычным, но следует отметить определенный прогресс в российском мачт-макерском ре­месле (или искусстве?). Ниже дан перечень 12 парусов фрегата и их площади.
Площадь парусов, м2, учебного фрегата «Богоявление»
Передний кливер              20
Кливер                                    30
Фор-стень-стаксель         25
Фок                                          120
Фор-марсель                      100
Фор-брамсель                   50
Грот                                         190
Грот-марсель                     160
Грот-брамсель                  60
Крюйс-марсель                65
Крик брамсель                 25
Бнзань-трисель                50
Всего                                      895
Заметим, что строители «Богоявления» отказались от использования блинда под бушпритом и снабдили судно кливерами и стакселем. Паруса мачт рас­полагались в три яруса: нижние (фок и грот), марсели на всех трех мачтах и брамсели над ними. На бизань-мачте нет бизани — нижнего прямого паруса, поэтому ее нижний рей назван бегин-реем, его задача состояла лишь в разне­сении шкотов крюйс-марселя. Отсутствие нижнего прямого восполнялось нали­чием трисельного паруса бизани, растянутого между гиком и гафелем и привя­занного передней шкаториной к бизань-мачте. В перечне парусов нет бизань-гаф-топселя — в те времена он еще не вошел в употребление. Перечень дета­лей рангоута фрегата «Богоявление» и их размерения приведены в приложе­нии 3.

Комментариев нет:

Отправить комментарий