6 июл. 2015 г.

Школы под парусами 10. Морские дороги. 24-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «НАДЕЖДА»

24-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «НАДЕЖДА»
p0076

Еще находились в строю суда «стофутовой» шестерки, а начало «стопятнадцатифутовой» серии русских учебных фрегатов уже было положено. Первыми были спущены на воду «Верность» и «Успех» (1834 и 1839), затем замыкающий эту мини-серию 24-пушечный фрегат «Надежда» (1845), который, как видим, продолжил традицию, существовавшую, по крайней мере, с 1705 г., иметь в списках русского флота судно с этим добрым именем. Симпа­тия к этому имени, заметим, была столь велика, что третьему судну «стопятнад­цатифутовой» серии пришлось даже какое-то время безымянным стоять на ста­пеле, поскольку «Надежду» предыдущей серии формально тогда еще не исклю­чили из числа действующих судов. И как только старый фрегат, отработав свое, занял печальную позицию в ковше кронштадтской судоразделки, новый за два месяца до спуска на воду— 15 марта 1845 г.— первый раз был поименован «Надеждой».

Фрегат как тип судна пришелся по душе «отцам» Морского кадетского кор­пуса. За время существования последнего до 1845 г. в списке судов учебного от­ряда значились 1 гукор, 4 брига и 12 фрегатов. Легкие на ходу, простые в уп­равлении, фрегаты были маневреннее, чем грозные линейные корабли, надежнее в дальних походах, нежели бриги и гукоры, не говоря уже о более мелких судах. Век фрегатов не обещал быть долгим, технический прогресс начинал брать свое, но строители «Надежды» не могли знать, что в учебном отряде корпуса это суд­но будет последним классическим парусником. Позже для отряда строились пароходофрегаты, винтовые клипера, броненосные суда, вооруженные уже не только парусами, но и паровой машиной. Однако для середины XIX в., даже ес­ли говорить только об учебных плаваниях, характерно было еще безраздель­ное царствование паруса.
Процедура рождения серии этих судов, сформировавшаяся на протяжении десятилетий, была такой. В конце 1832 — начале 1833 г. руководство кадетско­го корпуса вышло с предложением о ее постройке. В марте 1834 г. директор Кораблестроительного и учетного комитета в ответной записке сообщил о положительном решении вопроса. Ссылаясь на волю государя-императора, он известил, что новые суда будут превосходить старые размерами, а их вместимость следует увеличить, чтобы увеличить и число практикантов, принимаемых на судно.
По желанию того же высокого лица, эти изменения предполагалось сде­лать, однако, «без увеличения глубины подводной части». Иными словами, в который раз изначально решили строить учебные суда, пригодные лишь для безопасных «домашних» плаваний.
Уже в мае 1833 г. появилась на свет записка из морского министерства, адресованная И. А. Амосову, тогда помощнику управляющего Охтинской верфью. В ней сообщалось, что поначалу речь пойдет о двух фрегатах (длина между пер­пендикулярами 115 Х ширина без досок 30 Х осадка без киля 8 футов, т. е. 35,07X9,29X2,44 м).
На следующем этапе формирования технического задания переговоры вели уже непосредственно между собой кадетский корпус и верфь. И. А. Амосов был инициатором замены на будущих фрегатах пеньковых якорных канатов якор­ными цепями, балласта в виде песка и камней — на чугунные чушки лекаль­ной отливки, изготовить которые должен был Ижорский завод. На каждом фрегате предполагалось запасти по 13 т такого балласта. Деревянные палуб­ные швартовные битенги подлежали замене на литые чугунные кнехты, деревян­ные поручни на баке и юте — на железные прутковые. На судах вместо при­вычных деревянных бочек — хранилищ питьевой воды — должны были появиться металлические «ящики» (цистерны) клепаной конструкции.
По предложению директора корпуса И. Ф. Крузенштерна в проекте решено было предусмотреть глухие стеклянные иллюминаторы, возвышающиеся над ва­терлинией наибольшей осадки всего на 1,2 м, в помещениях нижней палубы, где предполагалось разместить каюты командира, офицеров, кубрик кадетов. Раз­меры иллюминаторов: 25X35 см. Новинкой должен был стать дополнительный пель-компас, предназначенный исключительно для упражнений в пеленговании береговых объектов.
Таковы самые общие черты фрегатов «Верность», «Успех», «Надежда». Справедливости ради здесь, скорее, надо было бы говорить о первом головном судне этой группы «Верность», но авторы решили остановиться на последнем из них, фрегате «Надежда», который, как уже было сказано, оказался послед­ним фрегатом для Морского корпуса и о котором удалось собрать больше всего архивных материалов. Нужно добавить, что строительство этого судна оказа­лось этапом и для самой верфи. Охтинская верфь с начала ее существования специализировалась на постройке судов относительно ма­лых размеров и иногда, по особым заявкам, требова­ниям заказчиков, бригов, ластовых судов (небольших вспомогательных плавсредств, находившихся в распоря­жении так называемых ластовых экипажей), царских и при­дворных яхт. Но с приходом пара на флот специализация верфи изменилась. Сразу же после спуска на воду «На­дежды» на том же стапеле был торжественно заложен первый в России пароходофрегат «Архимед» с паровой машиной и двухлопастным гребным винтом. Автором проекта и строителем «Архимеда» был все тот же И. А. Амосов, который к данному моменту стал управля­ющим верфью, сменив на этом посту В. Ф. Стоке. Он пере­дал дела по сооружению «Надежды» корабельному инже­неру капитану Федорову, который, однако, едва успел за­ложить киль фрегата и сразу же был возведен в помощни­ки управляющего по проектированию и постройке «Ар­химеда». Строителем фрегата «Надежда» стал совсем мо­лодой корабельный инженер поручик Митрофанов, кото­рый и довел судно уже до сдачи заказчику. Эта докумен­тальная встреча с однофамильцем, безусловно, доставила удовольствие авторам этих строк, но продолжим знаком­ство с судьбой парусника, замыкающего маленькую «стопятнадцатифутовую» серию судов.
Конструктивные достоинства, если так можно сказать, судов «Верность», «Успех» и «Надежда» были одинаковы­ми, схожими оказались и их судьбы. И все же «Надежда» чем-то все-таки выделялась, взять хотя бы спуск на воду. Когда, к примеру, готовился спуск судна «Верность», на верфь прибыла бумага, в которой устанавливалось: «Спуск произвести без особой церемонии». Последнее оз­начало, что никого из царской фамилии и городского управления на спуске не будет. А вот когда настал черед спустить на воду «Надежду», морской министр известил директоров Кораблестроительного комитета и Морского корпуса о том, что император Николай I изъявил желание присутствовать на церемонии «спуска означенного фре­гата».
Этого извещения, естественно, было достаточно для того, чтобы начать готовить процедуру спуска по полной схеме. На фрегате навели «косметику». Адмиральскую и командирскую каюты, а также кают-компанию обшили декоративным сукном и шелком (колер, цвет, был вы­бран художниками Адмиралтейства). В этих помещени­ях разместили столы для приема именитых гостей и адми­нистрации верфи. Для офицеров и посетителей рангом пониже столы были расставлены на верхней палубе шкан­цев. Для церемонии заказали 200 бутылок вина, 3 бочки и 1 «погребец водки гданской», а также «живности» и множество «прочего». Для руководства кулинарным цехом был призван дворцовый кухмистер, гонорар которого, кстати сказать, составил сумму, в несколько раз превы­шающую премиальные, полученные строителями судна.
Для обслуживания высоких гостей организовали специальную команду, во гла­ве которой «для исполнения маршальской должности» поставили молодого офицера в чине капитана флота. На шканцах почти те же функции должны были исполнять денщики офицеров и нижние чины.
В назначенный день на верфь прибыла команда кадетов, из которых был сформирован караул «под корпусным знаменем с музыкой» для охраны части территории верфи. На противоположном берегу на месте нынешнего Смоль­ного собора выстроились кондукторы Рабочего гребного экипажа, достав­ленные из Ораниенбаума. К месту спуска привели суда Морского кадетского корпуса и царские яхты (всего восемь судов). Их расставили по соответст­вующей «диспозиции» поперек Невы. Парадом поручили командовать коман­диру отряда учебных судов корпуса, который свой флаг держал на «Богояв­лении». Участники «салютации» получили строгие инструкции «не палить в пуб­лику».
Было принято, чтобы лица, пожелавшие принять участие в торжествах: ве­ликий князь Константин с супругой, начальник Главного морского штаба, мор­ской министр, генерал-гидрограф, дежурный генерал, генерал-интендант, гене­рал-инспектор морской артиллерии, прочие генералы и адмиралы — до начала основной части процедуры заняли места на личных катерах, «чтобы без каких- либо интервалов следовать за катером его императорского величества». При этом первыми садиться должны были низшие по рангу. Во избежание суеты и накладок специальные «махальщики» уведомляли каждый своего патрона о том, что низший по рангу чиновник посадку произвел. Каждую важную персо­ну из числа прибывающих на спуск «Надежды» в соответствии с субординаци­ей встречал чиновник соответствующего класса, генерал-интендант встречал самого государя-императора и вручал письменный рапорт, составленный одним из немногих осведомлённых по существу происходящего — строителем судна поручиком Митрофановым.
Все обошлось благополучно. Фрегат легко и плавно соскользнул на воду. В момент страгивания судна с места марсовые и салинговые судов парада ра­зошлись по реям. С появлением фрегата у уреза воды прозвучал салютующий выстрел флагмана, за ним прозвучала веселая пальба с остальных судов. Ин­струкция была выдержана точно, пострадавших и недовольных не было. «На­дежду», благосклонно принятую водной стихией, отбуксировали к причалу. На ней произвели обязательное богослужение, затем последовало застолье, в ко­тором потомки Петра I всеми своими силами стремились быть достойными па­мяти своего великого предка. Не остались все-таки забытыми и создатели «На­дежды». Капитану Федорову и поручику Митрофанову были вручены серебря­ные чаши весом по 3 фунта и 90 золотников (1,612 кг) и скромные денежные награды.
В соответствии с традициями русских корабелов процедура закладки судна завершалась раздариванием дубликатов закладных досок именитым гостям. Нередко верфь на их изготовление вынуждена была тратить значительные сред­ства, поскольку чем солиднее был гость, тем благороднее становился металл памятных пластин. На этот раз обошлось без больших расходов: И. А. Амосов попросил приготовить «по прилагаемому образцу пять едных закладных до­щечек».
p0079
Судя по архивным материалам, фрегат «Надежда» должен был иметь та­кую же длину корпуса, как у предшественников, и чуть большую ширину, чем у них. Вероятно, все-таки было признано, что «Верность» и «Успех» с их зло­получной осадкой несколько перегружены парусами. А так как был запланиро­ван рангоут (см. приложение 3) прежних габаритов, объективно необходимым стало некоторое увеличение остойчивости и ширины судна.
Основные характеристики фрегата «Надежда»
Длина, м
по верхней палубе 36,74
между перпендикулярами 35,07
по килю 33,91
Ширина, м
с обшивкой 10,26
без обшивки 10,06
Высота борта, м 4,47
Глубина интрюма, м 3,88
Осадка, м
Носом 2,54
Кормой 2,69
Водоизмещение в полном грузу, т 565
Число Брюса 3,1
Экипаж, чел.
штаб- и обер-офицеров 12
уитер-офицеров 9
рядовых 75
нестроевых 17
Число практикантов 75
Напомним, что фрегат строился по чертежу, состав­ленному И. А. Амосовым, сооружался под крышей эллин­га. На постройку судна пошли сосна, лиственница, дуб. При скреплении элементов корпуса широко использова­лось железо, в качестве постоянного балласта, как уже бы­ло сказано, применялось чугунное литье. Еще на стапеле подводная часть наружной обшивки была обита медью. Подпалубный объем корпуса «Надежды» составлял 1450 м . Абсцисса центра величины равнялась 0,56 м (в нос), а его заглубление под плоскость основной ватер­линии — 0,87 м. Стандартной посадке соответствовал метацентрический радиус 4,85 м.
p0080
Соотношение площади парусности и объемного водо­измещения оказалось близким к стандартам нашего вре­мени. Быть может, это объясняется тем, что новый директор корпуса контр-адмирал Н. П. Римский-Корсаков, участник сражений под Бородином, Смоленском и Мало­ярославцем, обошедший вокруг Земли на шлюпе «Пред­приятие», был внимательнее к расчетам инженеров, чем его предшественник, полагавшийся более на интуицию. Фрегат «Надежда» был вооружен 20 парусами.

Площадь парусов, м , фрегата «Надежда»
Передний кливер………………………… 35,0
Кливер........ ……………………………… 34,0
Фор-стень-стаксель………………………31,0
Фок………………………………………...105,0
Фор-марсель………………………………92,0
Фор-брамсель……………………………..45,0
Фор-бом-брамсель………………………..20,0
Грот-стень-стаксель………………………90,0
грот-брам-стаксель………………………..28,0
Грот………………………………………..157,0
Грот-марсель………………………………100,0
Грот-брамсель……………………………..45,0
Грот-бом-брамсель………………………..25,0
Апсель……………………………………...11,5
Крюйс-стень-стаксель…………………….30,0
Крюйс-брам-стаксель……………………..10,0
Крюйс-марсель (крюйсель)……………….52,5
Крюйс-брамсель……………………………30,5
Крюйс-бом-брамсель………………………16,5
Бизань……………………………………….74,0
Общая площадь парусности……………………..1032,0
Площадь основных парусов……………………..862,5
На фрегате как учебном судне полагалось иметь уве­личенный комплект навигационных инструментов и обо­рудования.



p0081
image
image
p0082
Для желающих приобщиться к тайнам одной из самых морских наук — навигации — препятствий не чинилось. Наоборот, и техника и условия практики к этому располагали. Важно, чтобы было рвение у ученика, да усердие. Практикантам «Надежды» в принципе было ясно, что путь на капитанский мостик лежит через синусы и тан­генсы, через штурманскую рубку.
Артиллерийское хозяйство 24-пушечного, как указы­валось в документах, фрегата состояло из... 20 пушек и карронад 8-фунтового калибра. Четыре бортовых порта заглушили вследствие оборудования на «Надежде» ад­миральской каюты. Любопытно устройство крюйт-камеры, предназначенной, как известно, для хранения судовых взрывчатых материалов. Помещение ее было строго изо­лировано от соседних кают. Стенки образовывались стой­ками квадратного сечения по 13 см толщиной. Снаружи и изнутри они были обшиты досками толщиной 3 см «в паз». При строительстве наружную поверхность огра­ждения промачивали крепким раствором квасцов и по­крывали листами жести, а стыки пропаивали. Внутрен­няя поверхность была зашита свинцовыми листами тол­щиной 1,6 мм. Здесь стыки заделывали с помощью паяльника. Нижняя часть камеры не доходила до флоров и также была защищена жестью и свинцовыми листами. Поверх свинца все помещение дополнительно было закрыто плотным войлоком. В крюйт-камеру вели тамбур и две двери, одна из которых завешивалась грубошерстным сукном — шторой, препятствую­щей свободному проникновению воздушных потоков. Освещалась камера фона­рем со свечкой, расположенным за пределами помещения и отделенным от не­го двойным слоем толстого стекла. На случай пожара камера была снабжена трубой, соединяющей ее с забортным пространством. Клапан клинкета распо­лагался в смежной каюте, полное затопление камеры достигалось за 20 минут. На зашивку крюйт-камеры, как показывает материальная ведомость, пошло 40 пудов (640 кг) свинца и 48 «штук» войлока.
Помещения практикантов на «Надежде» располагались отдельно от кубрика нижних чинов, в средней части судна, на опер-деке. Спали ученики на подвес­ных койках. Такая койка вместе с подушкой не могла весить более девяти фун­тов (3,7 кг). В увязанном виде она должна была иметь длину 1,5 аршина или 1,25 аршина для малых судов, т. е. 1,07 или 0,90 м. Увязывали койку пятью шла­гами черными плетеными сезнями или шнуром. В дневные часы койки полага­лось выстраивать по фальшборту с наклоном в сторону кормы 60° на «Наде­жде» и других крупных судах, 30° — на более мелких. Матрац койки обычно был заполнен крошеной пробкой или капковой ватой. Подушка набивалась капкой. Во время баталии такая койка защищала хозяина от пуль и осколков снарядов. Если команда покидала корабль, то койка могла стать на какое-то время и поплавком, удерживающим ее владельца на поверхности в ожидании счастливой оказии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий