2 июн. 2015 г.

Школы под парусами 6. Первыми были. 10-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «НАДЕЖДА»

10-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «НАДЕЖДА»
image
До обидного мало мы знаем о фрегате «Надежда» — пер­вом русском учебном судне специальной постройки. Оно появилось тогда, когда специализированные учебные су­да перестали почитаться прихотью...

15 декабря 1752 г. указом императрицы Елизаветы Петровны были упразднены Московская школа на Суха­ревой башне и петербургская Морская академия. Этим же указом была упразднена гардемаринская рота. На их основе было создано новое учебное заведение, получив­шее название Морской шляхетный кадетский корпус.
В Морской корпус (теперь будем его называть так) из Московской школы перешли только дворянские дети. Прочие были определены либо в «мастерские школы» при адмиралтействах, либо в так называемую штурманскую роту. Из петербургской Морской академии в Морской корпус, кажется, попали также не все. Воспитанники гар­демаринской роты были включены в состав корпуса, что было благом для молодых людей, так или иначе страда­ющих от организационной неопределенности. Переход с личного «кошта» на казенное содержание освобождал их и от решения своих финансовых проблем. Многое из­менилось со времени пионерского плавания гукора «Крон­шлот». Структурно и организационно главная русская морская школа стала другой. Группа воспитанников те­перь была строго определена по численности — 360 ка­детов, объединенных в три строевые роты по 120 человек. Воспитанники первого (высшего) класса назывались гар­демаринами, средней возрастной группы — кадетами вто­рого класса, самые младшие — кадетами третьего клас­са. Каждый класс разделялся на три учебные роты по 40 человек. Не совсем ясно, как это обставлялось практи­чески, но перевод воспитанников из класса в класс про­изводился лишь при наличии в старшем классе свободного места. Если же вакансии не было, то «и достойные по на­укам» вынуждены были сидеть в прежнем классе.
По примеру созданного ранее Сухопутного корпуса дирекцию Морского кадетского корпуса положено было иметь «из Морского генералитета, кому ее императорское величество повелеть соизволит». Очевидно, на первое вре­мя соизволения не было, и всеми делами распоряжался капитан 1 ранга Алексей Иванович Нагаев, бывший вос­питанник Морской академии, успевший к началу заведо­вания проявить себя при описании Каспийского моря, Камчатки, побережья Америки, низовьев Амура, Балтий­ского моря, Ладоги (список можно продолжить).
Преподавание математических и навигационных наук вели профессор, два учителя, шесть подмастерьев и шесть учеников, ожидавших случая выйти в подмастерья. Для
преподавания артиллерийского дела и фортификации были назначены два учи­теля и два подмастерья. Для преподавания «географии, генеалогии, штиля и риторики, истории и политики и толкования авизей (здесь — предваритель­ных торговых уведомлений), морали, геральдики и прочих шляхетских на­ук» были приставлены два учителя (остается вслед за Ф. Ф. Веселаго не только удивляться кругозору этих преподавателей, но и гадать, что же кро­ется за «прочими шляхетскими науками»). Преподавание иностранных язы­ков (английского, немецкого, французского) поручалось шести учителям, пре­подавание русского языка и правописания — одному, чья зарплата, непонятно почему, была на одну треть меньше зарплаты одного из его шести коллег. Поми­мо этого в корпусе преподавали рисование (два учителя), фехтование, танцы (танцмейстер), такелажные работы (один боцман). Считалось, что к обучению артиллерии и фортификации должен привлекаться один из корпусных офицеров (т. е. имелась еще такая группа воспитателей), а к обучению корабельной ар­хитектуре — мастер из адмиралтейства. В общем, если не брать в расчет под­мастерьев и учеников, то на 360 кадетов приходилось 27 педагогов, или прибли­зительно 13 учеников на одного преподавателя.
image
Первыми преподавателями в Морском корпусе были известные нам по акаде­мии Кривое, Четвериков, Расторгуев, Бильцов, Бухарин, Курганов, Красиль­ников. А вот на профессорское место выписали из Лондона англичанина Нью- бери, с именем которого не связаны какие-либо яркие события в жизни корпуса. Подбором корпусных офицеров занималась сама Адмиралтейств-коллегия. На «воспитательную» службу в Морской корпус были направлены моряки, наилуч­шим образом проявившие себя на флоте, что может подтвердить имя Харитона Лаптева в списке офицеров корпуса. Харитон Прокофьевич — некогда гардема­рин, участник Великой Северной экспедиции. Его имя легко найти на карте на­шей страны. В честь братьев Лаптевых названо одно из морей Северного Ледо­витого океана.
image
В целом, однако, дела корпуса шли не так, как хотелось бы. Отчасти это объ­яснялось тем, что А. И. Нагаев был скорее географом, чем руководителем учебного заведения, и, видимо, неважным политиком и царедворцем, что осложня­ло ведение дел. В 1760 г. он с облегчением передал дела капитану 1 ранга А. М. Давыдову. И в этом же году вступавший в директорство контр-адмирал Ф. С. Милославский устроил инспекцию корпуса и обнаружил ряд недостатков: «Ходят кадеты без мундиров, не обучаются языкам иностранным, слушают на­вигацию по писаной книге покойного бригадира Фарварсона, которая очень не полна и без доказательств». Хорошим хозяином Морского корпуса стал в 1761 г. капитан 2 ранга Иван Логинович Голенищев-Кутузов, начавший воин­скую службу в Сухопутном корпусе, но закончивший уже Морскую академию, гардемарин с 1743 г., мичман с 1746 г., помощник А. И. Нагаева в съемке Фин­ского залива, затем командир небольшого судна и адъютант адмирала 3. Д. Мишукова. При нем корпус получил новый штат, «подсобную» деревню, дом в Кронштадте для жилья офицеров и гардемаринов, ожидающих направления в практическую кампанию. Было увеличено число преподавателей. Кроме англий­ского, немецкого и французского должны были начать преподавание датского и шведского языков. Только одну проблему никак не мог решить новый директор — ликвидировать пожары. На Васильевском острове, где в то время располагался корпус, 23 мая 1771 г. случился большой пожар. Выгорели все дома с 7-й до 21-й линии. Сгорело основное здание Морского корпуса, располагавшееся на углу набережной Большой Невы и 12-й линии (дом фельдмаршала Б. К. Миниха), перестали существовать вспомогательные здания, на приобретение которых много сил потратил еще А. И. Нагаев. Корпусное имущество, канцелярский архив, кадетская амуниция, платье — все было истреблено и кадеты «выведены в лагерь в Галерную гавань». К 1 ноября того же 1771 г. кадеты совершили вынужденный переезд в Крон­штадт, где они разместились в Итальянском дворце (ныне Дом офице­ров. расположенный на берегу Итальянского пруда), заняли также «губерн­ские флигели, в скобе по западную сторону канала». Адмиралтейство находи­лось неподалеку, рядом в гавани стояли корабли. Последнее здание, которое занимала Морская академия, сохранилось (его хорошо знают ленинградцы): оно расположено на набережной Невы, теперь здесь Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе.
image
Учеба тем не менее продолжалась. Но оторванность от Петербурга сказа­лась: труднее стало привлекать хороших педагогов, дороже содержать корпус, реже появлялся в Морском корпусе директор, который к тому времени был ви­це-президентом Адмиралтейств-коллегии, почти прекратились визиты благоде­теля «государя-наследника», вследствие чего исчезли авральные генеральные приборки в жилых и учебных помещениях, воспитанники «дичали».
Впрочем, жизнь в Морском корпусе шла своим чередом. Выпускники Мор­ского корпуса при производстве в мичманы, по словам Ф. Ф. Веселаго, в 50-х гг. XVIII в. письменно отвечали на 40 (!) вопросов, среди которых были такие: о приливах и отливах, дрейфе корабля при данной парусности; определении склонения компаса на берегу и на море; исправлении высот Солнца; меркаторском счислении. Они должны были уметь в бейдевинд под всеми парусами при­нять шквал; рыскливый корабль исправить нагрузкой; при открывшейся силь­ной течи спасти корабль; исправить линию баталии при перемене ветра.
Среди преподавателей выделялся педагогическим искусством Николай Гав­рилович Курганов. Усердно занимаясь французским языком. Н. Г. Курганов пе­ревел на русский «Элементы геометрическия, физическая астрономия и часть светильника морского (лоции)». Изучил немецкий и латинский языки, преуспел в астрономических наблюдениях, следствием чего была просьба профессора Гришева перевести Н. Г. Курганова в Академию наук «навечно». Назначенный «подмастерьем математических и навигацких наук», он усердно трудился в ака­демии над написанием учебника «Универсальная арифметика, содержащая основательное учение, как легчайшим способом разные вообще случающиеся, математике принадлежащия арифметическия, геометрическия и алгебраическия выкладки производить». После одобрения Коллегией в 1757 г. эта книга была напечатана «на кошт» (на деньги) автора. С того же года она заменила «Арифметику» Л. Ф. Магницкого, по которой в Навигацкой школе в течение более чем полувека воспитанники осваивали основы математики.
image
Воспитанники Морского корпуса занимались по «...новому сочинению о на­вигации, содержащему теорию и практику штурманского искусства» П. Бугера в переводе Н. Г. Курганова. По его же «представлению» была устроена обсер­ватория для астрономических наблюдений. Он подготовил пособие по геомет­рии и тригонометрии, составил руководство для преподавания фортификации. Н. Г. Курганов долго был старшим «математическим» учителем, затем профес­сором. В период с 1771 по 1775 г. он привлекался к исполнению обязанностей главного инспектора Морского корпуса, а с 1792 по 1796 г. официально занимал этот пост.
Круг интересов Н. Г. Курганова был значительно шире рамок учебных дис­циплин. В 1769 г. он издал «Грамматику российскую универсальную». В после­дующих изданиях эта «Грамматика» называлась «Письмовником», который в России знали все. В нем можно было найти нетрадиционное изложение русской грамматики, собрание русских пословиц, «краткие замысловатые повести», ко­торые во многом способствовали популярности книги, упражнения по риторике, толкование основ стихосложения и стихотворную хрестоматию, «всеобщий чер­теж наук и художеств» (своеобразную энциклопедию), словарь иностранных и славянских слов. Биографы Н. Г. Курганова пишут, что он «провел жизнь в тя­желой и длительной борьбе с царской бюрократией и иностранщиной».
Велико было влияние Н. Г. Курганова на воспитанников корпуса. Некото­рые историографы, рассказывая о русских флотоводцах Ф. Ф. Ушакове и Д. Н. Сенявине, на практике показавших преимущества передовой для тех лет маневренной тактики ведения морского боя, связывают их успехи с именем этого замечательного педагога, чьими учениками они были.
А что же собственно практика и учеба на море? С самого начала преобразо­вания академии в Морской корпус предполагалось гардемаринов (теперь это — ученики старшего класса) и кадетов 2-го класса, «готовящихся в артиллерию», отправлять летом на эскадру в кампанию. Такая процедура, видимо, незна­чительно отличалась от практики прошлых лет, если не считать нового юриди­ческого положения гардемаринов. Подробных сведений о практических плава­ниях в эти годы мы почти не имеем. Очевидно потому, что такие занятия не рег­ламентировались, как прочие, классные, не писались специальные учебники. Кроме того, пожар 1771 г. вполне мог уничтожить бумаги, которые могли бы рассказать более поздним читателям об учебных плаваниях и кораблях.
В 1783 г. численность воспитанников была увеличена до 600 человек, а воспи­танников, «которые обучаются морским наукам», предлагалось для практики посылать в компанию на гребной (!) эскадре в шхеры Финского залива и на озеро Сайма. Это предложение было отголоском событий войны со Швецией, показавшей полезность гребного флота. В документах есть упоминание о том, что в первый кронштадтский, после пожара 1771 г., период летом гардемари­ны и старшие кадеты (в их числе «артиллерийские») ходили в поход.
image
В постановлении Адмиралтейств-коллегии от 21 июня 1764 г. есть такие строки: «Для обучения гардемаринов) и обучавшихся до навигации кадетов содержать при корпусе трехмачтовую яхту, которую построить и снабдить все­ми потребностями». Это судно было специально задумано как «школа под па­русами». Ничего подобного ранее 1764 г. не было обнаружено, да и не могло, пожалуй, быть.
Сомнений в том, что постройка судна состоялась, не было. На постановле­нии имелась резолюция императрицы Екатерины II: «Быть посему!» Остава­лось загадкой, что это была за «трехмачтовая яхта», как она называлась, ког­да была построена, каковы были ее размеры? Нужно было найти документаль­ные следы ее существования. Основой для поисков не могли служить официаль­ные списки судов — в них не был выделен тип «учебного судна». Пришлось обратиться к архиву и просматривать подлинные чертежи и дубликаты черте­жей судов постройки начиная с 1764 г. Сомнения в успехе оставались по-преж­нему, ведь на чертеже, как и в «списках», также могло не быть отметки о назна­чении судна. Тем не менее трудоемкий поиск был предпринят, и наградой за труд была счастливая находка чертежа в общем-то известного судна — фрега­та «Надежда». В его заголовке, однако, значилось: «Сей чертеж исполнен, одоб­рен по оному утвержденному штату для Морского шляхетнаго кадетского кор­пуса строить определили. Сентября 13 дня 1765 года»! На чертеже имеется подпись строителя судна корабельного мастера Ламбе Ямеса (как на русской службе называли Джеймса Лэмба). Обращает на себя внимание одна особен­ность: в заголовке стояло слово «фрегат», правда, ниже изображалось судно, имеющее на вооружении лишь 10 пушек. Сопоставление даты постановления Адмиралтейств-коллегии и датировки чертежа, документальная привязка судна к кадетскому корпусу, а также необычное внимание военно-морского началь­ства к строительству скромного по своим данным судна, о чем свидетельство­вало большое число подписей-согласований,— все это дало повод осмелиться сделать заключение: это чертеж той самой «трехмачтовой яхты», которую намечено было иметь при Морском кор­пусе для обучения гардемаринов. Иначе говоря, 10-пушечный фрегат «Надежда» имеет законное право именоваться первым в России, специально построенным учебным суд­ном.
image
Ниже приведены основные характеристики фрегата «Надежда», который нес 12 основных парусов.

Основные размерения фрегата «Надежда»
Длина между перпендикулярами, м . 23,8
Ширина (без обшивки), м. 6,71
Глубина интрюма, м. 2,82
Высота, м.
          борта 3,10
          киля 0,30
Осадка средняя (с килем), м. 2,40
Водоизмещение (ориентировочно), м3 270
Число Брюса 3,2
Фрегат был заложен в Петербурге на верфи главного Адмиралтейства 23 декабря 1765 г. и спущен на воду че­рез семь месяцев после этого — 4 июня 1766 г.
image
Знакомство с чертежами судна позволяет отметить его особенности, в которых нашла отражение некоторая про­тиворечивость судостроительных воззрений того времени. Удлинение корпуса (отношение его длины к ширине) рав­но 3,5, что позволяет говорить о том, что прототипом фрегата могли быть тихоходные ост-индские суда Англии. Но оконечности его корпуса не имеют присущей им затуп­ленной формы. На чертеже еще просматриваются бочкообразность корпуса, постепенно выходящая тогда из ко­рабельной моды, и чрезмерный завал верхних частей шпангоутов (топтимберсов) внутрь. Такие очертания суд­на были приспособлены для ведения абордажных боев, а вот для учебных целей оказались не очень нужны.
Здесь под фрегатами мы понимаем только парусные корабли. В переходный период от парусов к пару появи­лись пароходофрегаты, которые подразделяли на деревян­ные, смешанные (композитные) и железные. Много поз­же, в середине XX в., стали строить корабли охранения и ' сопровождения конвоев, которые также стали называть. фрегатами, но они не имеют ничего общего с парусными фрегатами.
Для корпуса судна характерна умеренная седловатость — относительно низкие кормовая и носовая оконеч­ности. Погибь бимсов почти соответствует «норме», до­шедшей до наших дней. Судно имеет притопленный квар­тердек с легкой платформой под ним для жилых помеще­ний. Там располагались каюта командира, каюта для двух офицеров, «людская» для трех вестовых и повара, куб­рик на 25 кадетов. В миниатюрных раковинах, сочленен­ных с транцем по бортам, располагались кладовая и сан­узел («стулс») командира (удобства предоставлялись только старшему по званию). Под полубаком, также на платформе, размещались кубрик для нижних чинов и кам­буз с кирпичной плитой. В штате судна подобных размеров полагалось иметь командира обер-офицерского чина, по­мощника в чине поручика, штурмана без звания, шкипер­ского помощника, боцманмата, старшего унтер-офицера морской артиллерии, двух бомбардиров, 10 матросов 1-й статьи, 7 матросов 2-й статьи, 3 денщиков и повара.
image
«Надежду» можно назвать фрегатом все же с оговор­кой. Вообще фрегат — парусное военное трехмачтовое судно, второе по значимости после линейного корабля. Много позже, когда возникла идея преобразования при­дворных яхт «Ласточка» и «Симеон и Анна» в учебные суда фрегатского ранга, последовало возражение изве­стного корабельного мастера И. А. Амосова. Он считал, что тремя мачтами можно вооружить лишь суда по палу­бе длиной не менее 90 футов (27,4 м). в то время как дли­на яхт была соответственно 64 и 68 футов (19,5 и 20,7 м). Поэтому «Надежда», длина которой по палубе должна была составить 77 футов (23,5 м), также не дотягивала до ранга фрегата. Это был, скорее, бриг. Но, очевидно, хотелось при корпусе иметь судно более представительного вида, что-то вроде уменьшенной действующей копии большого боевого кораб­ля-тренажера, как сказали бы сегодня. Поэтому на судне все же разместили три мачты, и «Надежда» стала миниатюрным учебным фрегатом.
Сказанное выше о рангоуте — догадки. К сожалению, чертежей парусного вооружения «Надежды», кажется, теперь не существует. На рисунке представ­лена авторская реконструкция, основанная на точных указаниях о расположе­нии мачт и уклоне бушприта, следующих из имеющегося чертежа, а также на моделях, выполненных Л. Ямесом, и хранящихся в Центральном военно-морском музее чертежах парусов, принятых за прототипы, живописных полотнах А. П. Боголюбова, П. Ж. Волэра и др. Было принято во внимание то, что к 1765 г. фрегаты имели только три яруса парусов: нижние, марсели и брамсели. На бушприте были размещены три паруса: блинда-зейль, кливер-зейль и стаг-зейль. Предположение о наличии под бушпритом блинда-зейля сделано на том основании, что он был и на судах существенно более поздней постройки — «Ла­сточка» (1784) и «Симеон и Анна» (1798). Бизань-мачта на прорисовке воору­жена крюйселем, крюйс-брамселем и «английского типа» бизань-триселем, под­вязанным к наклонному латинскому бизань-рею (другое название — бизань-рю). Выбор английского варианта основан на известных привязанностях строи­теля судна, а также внимательном знакомстве со штатом вооружения судов 1777 г. Учтено было и мнение профессора Ю. С. Крючкова, высказанное по по­воду аналогичной реконструкции. Стремление не загромождать чертеж привело к отказу от изображения на нем дополнительных парусов, хотя лисели на фок- и грот-мачтах были. Впрочем, в условиях плавания в Невской губе они вполне могли оказаться лишними. Размерения рангоута приведены в приложении 3, площадь 12 парусов «Надежды» — ниже:
Площадь парусов, м2,. учебного фрегата «Надежда»
Блинда-зейль                           8,0
Кливер                                         25,0
Фор-стень-стаксель              30,0
Фок                                                65,0
Фор-марсель                            55,0
Фор-брамсель                         20,0
Грот                                               80,0
Грот-марсель                           60,0
Грот-брамсель                        21,0
Крюйсель                                  41,0
Крюйс-брамсель                   15,0
Бизань                                         25,0
Всего                                           445,0
К сожалению, «Надежда» плавала недолго. Через восемь лет после спуска на воду, т. е. в 1774 г.. фрегат закончил свою службу так же, как и многие другие суда Балтийского флота,— его разобрали на дрова в Кронштадте. Но зауряд­ность обстоятельств «ухода» этого фрегата не мешает нам помнить о том, ка­кую страницу истории русского флота открыл 10-пушечный фрегат «Наде­жда» — первое отечественное учебное судно специальной постройки.
Заметим, что такое имя, начиная с 1766 г. и до сегодняшних дней, неодно­кратно присваивалось учебно-парусным судам нашей страны. Последним суд­ном, носящим имя «Надежда» (ныне «Ленинград»), была маленькая гафель- ная шхуна Ленинградского Нахимовского училища. Остается надеяться, что, быть может, когда-нибудь будет построено парусное судно с добрым именем «Надежда».

Комментариев нет:

Отправить комментарий