7 сент. 2013 г.

Убить дракона

Убить дракона | Eastbook - блог о Восточном Партнерстве Евросоюза | Восточное Партнерство

Украина уже в двадцать второй раз отметила День Независимости. Старшее поколение склонно иронизировать по данному поводу. Люди, которые еще хорошо помнят Советский Союз, на мой вопрос «Что для вас значит этот праздник?» отвечали: «День для выкапывания картошки», « ничего не значит», «я, как работал в этот день, так и работаю». А лучшим временем в своей жизни считали эпоху Брежнева, когда они и сами могли нормально жить, и их семьи ни в чем не нуждались. Главное, по их словам, что в то время они чувствовали себя защищенными и уверенными в завтрашнем дне. Но лет, эдак, через десять голоса этих людей перестанут быть определяющими. А всерьез задуматься о том, какой станет их страна, придется тем, кому сегодня нет еще и тридцати. Тем, кто вырос вне системы советских координат. Однако за эти двадцать лет им навешали столько «лапши на уши», что взрослеть им надо очень быстро, взвешенно и, если хотите, скептично, относясь ко всем быстросозданным «священным коровам» страны. А иначе они рискуют полностью увязнуть в нашем, сколь любимом, столь и патриархальном государстве, отдав право принятия решения и бремя ответственности за принятые решения другим. 

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Мало кто из молодых украинцев, да и не только украинцев, знает совершенно потрясающего драматурга и сказочника Евгения Шварца. Некоторым он может быть известен опосредовано. По его пьесам Марк Захаров в свое время снял фильмы «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона». Эти философские сказки- притчи для взрослых удивительно перекликаются с нашим сегодняшним днем. Они являются своеобразным увеличительным стеклом для зрителей и читателей, позволяющим более пристально взглянуть, прежде всего, на себя самих.

«Дракон», на мой взгляд, самое лучшее его произведение. Слово «сказка» не обманет даже ребенка, ведь с самого начала в ней видна реальная, даже слишком реальная, жизнь.

Дракон:…Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.

Ланцелот: И все-таки они люди.

Дракон: Это снаружи.

Ланцелот: Нет. Дракон: Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы.

Ланцелот: Нет.

Дракон: Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.

Ланцелот: Это ваше счастье.

Дракон: Как так?

Ланцелот: Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом. Кто бы тогда кормил вас?

Дракон: Черт его знает, может быть, вы и правы…

Таких людей любить непросто, еще сложнее их спасать: ведь им самим это не нужно, их от правды – «воротит, отшвыривает. Правда – она знаешь, чем пахнет, проклятая?»

История Ланцелота – это история праведника, пришедшего спасти людей и ими же погубленного. «Простите нас, бедных убийц!» – вздыхают жители, вручая ему для боя с драконом парикмахерский тазик вместо шлема, медный поднос вместо щита и, вместо копья, – лист бумаги, «удостоверение… в том, что копье действительно находится в ремонте, что подписью и приложением печати удостоверяется».

Но все-таки у Ланцелота есть несколько верных союзников, которые счастливы, что дождались пришествия Освободителя. «Мы ждали, сотни лет ждали, дракон сделал нас тихими, и мы ждали тихо-тихо. И вот дождались. Убейте его и отпустите нас на свободу», — говорят Ланцелоту друзья.

Герой после боя уходит в горы, чтобы зажили раны, а место Дракона занимает бургомистр, который справляется с «драконьими» обязанностями ничуть не хуже прежнего тирана. Жители, проклявшие старого дракона, даже не замечают, что получили нового. (Ну, как, это ничего не напоминает из новейшей истории Украины?).

И все же Ланцелот возвращается, но приходить в этот город во второй раз ему гораздо страшнее, чем в первый, ведь освобожденные жители вновь и вновь предают его и себя: «Страшную жизнь увидел я, – говорит рыцарь. – Я видел, как вы плакали от восторга, когда кричали бургомистру: «Слава тебе, победитель дракона!»

1-й горожанин. Это верно. Плакал. Но я не притворялся, господин Ланцелот. 

Ланцелот. Но ведь вы знали, что дракона убил не он.

1-й горожанин. Дома знал… — а на параде… (Разводит руками.)

Ланцелот. Садовник! Вы учили львиный зев кричать: «Ура президенту!»?

Садовник. Учил.

Ланцелот. И научили?

Садовник. Да. Только, покричав, львиный зев каждый раз показывал мне язык. Я думал, что добуду деньги на новые опыты…

«Что мне делать с вами?» — горестно восклицает Победитель Дракона.

«Плюнуть на них, — отвечает бургомистр. — Эта работа не для Вас.Мы с Генрихом прекрасно управимся с ними. Это будет лучшее наказание для этих людишек».

Но теперь Ланцелот пришел навсегда и теперь он знает, что делать: «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом… придется убить дракона».

Финал «Дракона» трагичен. «Убить дракона в каждом» (а значит, и в себе)- задача непростая. Тот, кто берется за нее, сильно рискует: «очень трудно будет все это распутать, разобрать и привести в порядок так, чтобы не повредить ничему живому». Но попробовать стоит, ведь без этого как же жить дальше?

Так в чем же, правда, брат?

Правда состоит в том, что пока мы сами не разберемся со своими внутренними врагами, со своими драконами – ничего у нас не получится. Нельзя все время жить в рамках двойной морали, двойных систем ценностей. Нельзя одной ногой стоять в социализме, другой – в капитализме. Требовать от государства социальных гарантий на бесплатное образование, медицину, бесплатных путевок на отдых и кружков для детей, при этом не платить налоги, воровать, брать себе на работу не по профессиональным качествам, а заниматься «кумовством». Кричать: «Во власти все коррупционеры!», а, придя в нее, заниматься тем же самым. Ну, а если не получилось, то на своем рабочем месте или вымогать взятки, или давать взятки, а зачастую и то, и другое. Подменять искреннюю любовь к своей земле, ее традициям и культуре «вышиваночным» патриотизмом, считая этот сакральный украинский предмет одежды своеобразной индульгенцией от всех грехов. Более того, превращать ее в символ национальной идеи и, как следствие, в атрибут настоящего истинного патриотизма, который вряд ли поможет выстоять Украине, как независимому государству, в современных реалиях.

У нас не должно не остаться никаких иллюзий по поводу нас самих. Если мы хотим выбраться из той ямы, в которую сами же и залезли исключительно из-за своей алчности, лености, хуторского мышления и позиции «моя хата с краю». Надо перестать быть нацией мечтателей, такими вот Обломовыми в национальном масштабе, а стать реалистами и прагматиками. Да, убить дракона в себе значительно труднее, чем обвинять всех и вся в своих проблемах. Это трудное и неблагодарное дело. За него ордена на грудь не вешают, а скорее могут снять голову с плеч. Но, не сделавши этого, пути вперед просто нет.

Но не все так печально. Первые ростки будущей Украины уже есть. Это – нынешняя молодежь. Не вся, конечно, но ее передовой отряд уже сформировался. Это – люди мира, для которых уже не существует границ и языковых барьеров. Они любят свою родину, но прекрасно себя чувствуют за рубежом. Знание трех- четырех языков для них уже норма. При этом они искренне верят в Бога и в то, что плохие поступки бумерангом возвращаются обратно. Для них не существует исторических споров и вечных поисков виноватых – они попросту не хотят тратить на это свое время и считают данные разговоры непродуктивными. Они коммуникабельны и открыты всему новому. Они – форпост Украины будущего. Их уже сложно обмануть трескучими фразами, за которыми ничего не стоит. Они почти справились с драконами своих родителей. Хотя, это не значит, что у них не появятся свои личные, карманные дракоши. Поэтому, Бог им в помощь. Дорогу осилит идущий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий