Откровения русского американца
Телевизионный обозреватель и радиоведущий Тим Керби - человек в известном смысле уникальный.
Уже семь лет Тим живет и работает в Москве, являясь ведущим обозревателем телеканала RussiaToday, а также одним из "голосов" радиостанции "Маяк", пишет ДКР. Виной всему, как признается он, славянские корни - так получилось, что русский менталитет и образ жизни оказались ближе, чем нравы и обычаи родной Америки, хотя, конечно, английский акцент его выдает.
- Тим, расскажите, как, а главное, по какой причине вы решили осесть в России и считаете ее теперь своим домом?
- Все началось с того, что с 2004 по 2006 год я служил в "Корпусе мира" в Казахстане. Закончив службу, вернулся в США, но очень скоро поймал себя на мысли, что скучаю по России. Я приехал в Москву, занялся графическим дизайном компьютерных игр. Параллельно с этим стал выкладывать на YouTube свои видеоролики, которые со временем приобрели популярность, и, таким образом, проложил себе путь в СМИ, где и работаю до сих пор.
- Поменять страну проживания в современном мире - пустяк, а вот с мировоззрением и менталитетом сложнее. Легко адаптировались к русскому образу жизни, не было ли дискомфорта?
- Знаете, еще в возрасте шести-семи лет многие элементы американского образа жизни на каком-то подсознательном, интуитивном уровне я не мог принять и понять до конца, хотя был абсолютно "правильным" американцем, никогда не восставал против общепринятых взглядов и ценностей. Только попав в Россию, я окончательно понял, что многое из того, на чем я воспитывался с детства, лично мне не подходит. Многие процессы, идущие сейчас в Америке, меня откровенно пугают, поэтому я и живу в России, где чувствую себя абсолютно комфортно.
- А не было ли желания все-таки вернуться на родину и попытаться изменить что-то изнутри?
- Мне нравится здравая ироничная мысль: невозможно собрать "мерседес" из деталей "запорожца". Я реалист и прекрасно отдаю себе отчет в том, что бороться против системы нереально. В лучшем случае станешь неудачником, в худшем - будешь иметь проблемы с законом. Я же, как любой нормальный человек, хочу спокойно жить со своей семьей, работать, общаться с друзьями, не впадая ни в какие крайности и не противопоставляя себя обществу. Хотя, конечно, тот смысл, который изначально вкладывался в американские ценности, был совсем неплох, и очень обидно, что сегодня он принял нелепые, абсурдные формы. Конституция - это почти Библия для любого американца. Разве плохо, когда закон превыше всего, когда все имеют равные возможности, и только от твоих усилий, талантов и трудолюбия зависит конечный результат? Для людей, которые создавали эту страну с нуля, убежав из монархической Европы, главной ценностью была свобода от барьеров, но сегодня эта идея свелась к примитивному индивидуализму, когда для человека не существует ничего, кроме его сиюминутных желаний и потребностей. Мне это чуждо, наверное, потому, что в моих жилах течет славянская кровь. Мои предки эмигрировали в Соединенные Штаты из России и Польши в годы Первой мировой войны, так что своим переездом в Москву я, можно сказать, восстановил историческую справедливость.
- Вы женаты на русской. Но и многие ваши бывшие соотечественники, живущие в США, стремятся последовать вашему примеру. С чем связана такая популярность славянок?
- Как вы, наверное, слышали, среди американских женщин идеи радикального феминизма не просто популярны, а воспринимаются как абсолютная истина, не требующая доказательств. Вот только сама жизнь доказывает их нестостоятельность, ведь в результате американки окончательно запутались в своих желаниях и жизненных приоритетах, постоянно наступая на горло своей женской природе. Любые крайности губительны, и то, какое общественное положение занимают женщины во многих арабских странах, мне тоже глубоко несимпатично. В России женщина может быть успешна в профессии, может занимать руководящую должность, но при этом она остается женщиной и не считает, что мужчина, открывая перед ней дверь, стремится показать свое превосходство, а заплатив за ужин в ресторане, "покупает" ее.
Американкой же приглашение на чашечку кофе расценивается как непременное желание переспать, хотя, может быть, мужчина просто хочет пообщаться, узнать, что она за человек, есть ли у них общие интересы, а отношения "на один раз" ему и даром не нужны. В России женщины не боятся красиво и ярко одеваться, выражать через одежду свое настроение и, самое главное, не рассматривают каждого мужчину как насильника и маньяка. С русскими женщинами общение проходит легко и естественно. В отличие от американок они не страдают предрассудками вроде "не слишком ли рано он пригласил меня в ресторан?" или "не слишком ли поздно?". С одной стороны, американкам хочется, чтобы рядом был сильный мужчина, но в то же время они сами и отталкивают их, постоянно рефлексируя на тему "а правильно ли я веду себя с точки зрения феминизма?". Все это приводит к тому, что американцы - и мужчины и женщины - люди очень одинокие, сами загнавшие себя в этот угол, разучившись общаться и запершись в четырех стенах своего дома.
Основное развлечение американцев - компьютерные игры. Если еще несколько лет назад люди ходили в клубы, чтобы поиграть, и там хоть как-то общались, то теперь и это ушло - каждый сидит в своей "норе" перед монитором, и виртуальные баталии полностью заменяют ему реальную жизнь. Однако человеческую природу не обманешь. Человек - существо социальное, и без общения, без близких отношений он просто не может нормально существовать. Отсюда и постоянные депрессии, не дающие умереть с голоду психиатрам и фармацевтам.
- И вместе с тем американцы, как мы можем судить по литературе и кино, люди достаточно религиозные, а в протестантстве, который является вашей религией, роль семьи не менее важна, чем в православии...
- Так было лет пятьдесят назад, но сегодня это если и сохранилось, то разве что у мормонов, в весьма своеобразной, только им понятной форме. Вообще насчет американской религиозности должен сказать следующее: как вы верно заметили, доминирующей религией является протестантство, но не в чистом виде, а в форме всевозможных альтернативных течений, лидеры которых трактуют Библию каждый по-своему, а недавно даже изобрели такой опус, как "гей-библия". Православие и другие традиционные конфессии рассматривают человека как часть мироздания, центром которого является Бог. Тогда как Протестантство - религия индивидуалистов, предусматривающая панибратские отношения с Богом и, таким образом, оправдывающая любой поступок.
- Вы много говорите об американском индивидуализме, изолированности людей друг от друга. Не возникало ли у вас в России ощущения, что ваше личное пространство как-то нарушается?
- Нет. Здесь именно тот здоровый баланс между коллективизмом и индивидуальностью, какой, на мой взгляд, должен быть. В Америке мне очень не хватало живого общения, но и жить, скажем, в африканском племени, или закрытой религиозной общине типа мормонов или амишей (выходцев из Германии, живущих обособленно, сохраняющих быт и обычаи первых поселенцев. - Прим. авт.) я бы тоже ни за что не согласился. Там понятие индивидуальности отсутствует в принципе, а это другая крайность, не менее пагубная, чем зацикленность человека исключительно на самом себе.
Те негативные процессы, что происходят сейчас в Америке, можно объяснить экономическими факторами, но это разговор долгий - не на час и не на два. Скажу лишь, что общество тотального индивидуализма и материализма обречено на упадок, поскольку, как я уже говорил, вне социума человек не может нормально существовать. Когда каждый творит что хочет, повинуясь своему сиюминутному порыву, наступает хаос и анархия, которые ни к чему хорошему не приведут.
Беседовала Екатерина Михайлова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий