9 апр. 2013 г.

Валерий Панюшкин: Общее тело

Валерий Панюшкин: Общее тело – Валерий Панюшкин – Колонки – Избранное – Сноб

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru

Я знал! Я знал! Я всегда надеялся и верил, что весь этот абсурдный ад, называющийся русской жизнью, имеет какой-то смысл и какое-то умопостигаемое логическое объяснение.

Еще лет двадцать назад мой друг и учитель журналист Игорь Свинаренко поехал куда-то в среднюю полосу России писать о жизни русских переселенцев из Таджикистана и обнаружил, что едва обустроившихся переселенцев аборигены жгут. То есть в первый год, когда переселенцы только устраивались и ютились в бараках-времянках, им даже помогали. Во второй год, когда переселенцы построили себе добротные крестьянские избы, помогать перестали, но и не мешали особо. А в третий год, когда переселенцы наладили хозяйство и провели в свои дома водопровод и канализацию, тут уж сожгли всю их деревню. А в интервью Игорю Свинаренко оправдывались тем, что сожгли, дескать, не в ноябре, когда наличие водопровода выяснилось, а в мае, с наступлением теплых дней. «Не звери же, — говорили аборигены корреспонденту. — Весной сожгли, к зиме отстроятся».

Я тогда хватался за голову и думал, что никогда не смогу этого понять. Никогда не смогу понять этого мрачного разрушительного пафоса, который свойствен у нас всем, кажется, стратам населения, а не только крестьянам. Я думал, что никогда не смогу понять, зачем власти понадобилось обязательно разрушить, а не просто отобрать компанию ЮКОС и телеканал НТВ. Мне казалось, невозможно понять, почему оппозиция говорит исключительно про то, как надо пересажать всех жуликов и воров, а не про то, как наладить здравоохранение, образование, экономику и безопасность. Я только дивился тому факту, что никто не читает научных (и даже научно-популярных) книжек, зато огромное количество людей внимательно штудирует никчемные и ворованные диссертации, именно с целью доказать их никчемность. Разрушение вместо созидания — почему?

Теперь объяснение нашлось. Компания ЭФКО построила в Белгородской области несколько заводов по производству подсолнечного масла и майонеза и попыталась нанять местных крестьян, чтобы производили для новых заводов подсолнечник. Дали крестьянам ссуды, технику, зарплаты. Построили дороги, школы и поликлиники. Только работай. Крестьяне же, однако, вместо работы принялись поджигать трактора и втыкать на полях железные штыри, чтобы комбайны, собирающиеся подсолнечник, ломались.

И надо отдать должное компании ЭФКО. Вместо того чтобы махнуть безнадежно рукой, подсчитать убытки и уйти с Белгородчины, компания заказала серьезное социологическое и психологическое исследование, дабы понять, что у этих людей в голове, как можно их мотивировать и что сделать, чтобы они трудились.

Первым делом выяснилось, что личный успех для русского человека не то что не является хорошей мотивацией, а является, наоборот, главным страхом. Человек не хочет заработать денег, построить хороший дом, купить хорошую машину и отправить детей в хорошую школу. Потому что, если ты построишь хороший дом и купишь хорошую машину, их сожгут, и ты останешься без крыши над головой. А если отправишь детей в хорошую школу, то их изобьют до полусмерти по дороге туда.

Главной ценностью белгородских крестьян оказалось мнение соседа, принадлежность к общине, одинаковость, принадлежность к общему бессмертному телу, а не индивидуальная быстротечная жизнь. Никак не институционализированная общинность оказалась тем не менее настолько сильной, что даже и за проступки следовало штрафовать не человека, допустившего проступок, а всех. Если тракторист в рабочее время на тракторе, принадлежащем компании, сжигая принадлежащую компании солярку, поедет в соседнюю деревню вспахать куму огород, то не надо этого тракториста штрафовать. Если вы его оштрафуете, вся деревня вступится за него, люди станут жечь по ночам вашу технику и втыкать на полях железные штыри. Штрафовать надо всех поровну, как бы это ни казалось парадоксально. Тогда крестьяне сами пожурят тракториста за то, что решил подколымить в рабочее время на чужом тракторе.

Нельзя обращаться к людям индивидуально: это то, чего они больше всего боятся. Надо обращаться ко всем скопом, поощрять или наказывать, не важно — важно, чтобы всех вместе. Не разрушая общее тело, которое дает им чувство бессмертия.

Опыт компании ЭФКО показывает, что, обращаясь к общему телу, можно отвратить это общее тело от саморазрушения и обратить к созиданию. Опыт компании ЭФКО может быть экстраполирован и на другие сферы жизни. Легко представить себе общее тело сторонников Путина, общее тело сторонников Навального, общее тело православных, общее тело сторонников Pussy Riot, общее тело пользователей «Фейсбука» и общее тело фанатов Упоротого Лиса. С этими общими телами можно разговаривать и можно ими управлять.

Но если вы вдруг не хотите жить общей жизнью общего тела, а хотите, несмотря на ее быстротечность, жизни индивидуальной, ну… Никто не неволит, конечно, живите как знаете. Но имейте в виду: вас сожгут, стоит только вам достигнуть минимальных личных успехов.

Участники дискуссии: Никита Елизаров

Комментариев нет:

Отправить комментарий