Что ждет агропром Украины после подписания ЗСТ с ЕС
Агропромышленный комплекс Украины делает выбор в пользу зоны свободной торговли с Евросоюзом», – заявил министр аграрной политики Николай Присяжнюк. Мотивировал он – от имени всех сельхозпроизводителей – этот «выбор», тем, что «наибольший экспорт зерновых из Украины осуществляется в Евросоюз».
Однако, как известно остальным труженикам села, производством зерновых украинский агропром пока что не ограничивается.
Что же принесет украинскому сельскому хозяйству ЗСТ с ЕС в целом, рассказал «2000» Александр ГОРОХОВ, публицист, специализирующийся на экономической аналитике сотрудничества Украина — ЕС. К тому же он один из немногих на Украине кто прочел и проанализировал все 900 с лишним страниц проекта пресловутого «Соглашения об ассоциации»:
«Утверждать, что Соглашение о ЗСТ между Украиной и ЕС в целом выгодно украинским сельхозпроизводителям, может лишь человек либо не читавший текст Соглашения, либо не понимающий написанного. – считает Горохов. – Если сегодня часть сельхозпродукции, отправляемой на экспорт в Евросоюз, дотируется государством, то Статья 32 Соглашения запрещает любое ее субсидирование, включая другую (техническую, материальную, организационную) помощь, которая может быть кем-либо истрактована как скрытая субсидия. Например, льготные цены на ГСМ для селян. При этом Статья 40 сохраняет для государств ЕС (а о членстве Украины речь в Соглашении не идет, – Д.С.) их право на особый режим для собственных производителей сельхозпродукции.
Статья 202 Соглашения, регулирующая географические признаки продукции, лишит возможности многих производителей выпускать продукты под привычными названиями (сыры, алкогольные напитки, некоторые мясные изделия), что вынудит искать новые названия, проводить дорогостоящие рекламные кампании и снизит объемы реализации: покупатель неохотно берет неизвестные марки и сорта.
Статья 221 требует от селян обязательного приобретения разрешения на продажу готовой продукции и размножение различных сортов сельскохозяйственных растений и пород скота, предназначенных для продажи. Так что, не купив разрешения, ни помидорчиков на базар отнести, если их сорт патентованный, ни цыплят соседке продать от импортной высокопродуктивной несушки. Не говоря уже о поставках в Евросоюз, обещанных евроинтеграторами.
Впрочем, с сортами и породами, разрешенными к выращиванию для продажи и приготовления продуктов – отдельная песня. Их перечень строжайшим образом регламентирован Директивами ЕС, которые после вступления Соглашения примут силу закона для Украины. Продукции, производимой из мяса скота «неправильных» пород и «неправильных» сортов растений, путь будет закрыт не только на европейский, но и на внутренний рынок. Это значит, что некоторым фермерам и сельхозпредприятиям придется полностью уничтожить поголовье имеющегося скота и птицы и закупить племенные образцы вместе разрешениями на их коммерческое использование. Другим – ликвидировать имеющийся семенной фонд, деревья, лозу и обзавестись новыми без всякой гарантии, что эти сорта растений приживутся в данной местности. Сколько времени и денег понадобится им для восстановления прежнего уровня производства, остается лишь гадать.
Однако и наличие разрешенных пород и сортов далеко не гарантирует, что производимая ими продукция получит доступ на рынки. Директивы, указанные в Приложениях XXXVII и IV-B к Соглашению (их перечислено более трех десятков) и стандарты ЕС (несколько сотен) регламентируют, например, условия содержания скота, перечень и состав кормов и добавок в них, порядок вакцинации и перечень лекарственных препаратов, правила транспортировки скота, процедуру забоя и хранения полученного мяса. Даже список и квалификацию специалистов, занимающихся выращиванием этого скота. То же самое касается производства растений, где роль играет даже разброс размеров продукции и отклонения в ее форме. Например, к огромному счастью европейских фермеров, в этом году был снят запрет на продажу слегка изогнутых огурцов.
Регламентированы также обязательные виды маркировки и упаковка, в которой может поступать в продажу сельскохозяйственная продукция. Причем, вся она должна проходить обязательную сертификацию. И не в районной СЭС или у поселкового ветеринара, а в специализированных независимых сертификационных центрах, оснащенных для каждого вида сельхозпродукции строго определенным набором испытательных приборов и оборудования. В настоящий момент в Украине нет ни одного такого сертификационного центра. Поэтому до момента, пока они не появятся, ни одно сельское предприятие, ни один фермер проникнуть на европейские рынки не сможет. А спустя три-четыре года и вовсе не сможет продавать свою продукцию даже на внутреннем рынке.
Сказки про беспрепятственный доступ на европейский рынок разбиваются вдребезги еще об одно препятствие, заложенное в европейской нормативной базе, которую Украина обязана внедрить в жизнь в качестве законов. Это гарантированные минимальные объемы продукции, с которыми сельхозпроизводитель может пытаться завоевать Европу. Такие объемы может обеспечить далеко не каждое крупное предприятие, не говоря уже о рядовом фермере. Поэтому если кто-нибудь и будет пытаться торговать с ЕС, то лишь перекупщики. И не стоит строить иллюзий, кому именно, перекупщикам или производителям, достанется львиная доля выгоды от торговли с Евросоюзом.
Ну и, наконец, об упомянутом министром экспорте зерна. Вместо поставлявшихся ранее более 3 млн. т. Украина получает квоту на поставку в лишь в 1 млн».
Комментариев нет:
Отправить комментарий