18 сент. 2012 г.

Уничтожение галицко-русской ментальности, или как появилась украинская Галиция

…Братцы, где ж сыны Волыни?

Галич, где твои сыны?

Горе, горе! их спалили

Польши дикие костры;

Их сманили, их пленили

Польши шумные пиры.

Меч и лесть, обман и пламя

Их похитили у нас;

Их ведет чужое знамя,

Ими правит чуждый глас.

А.С. Хомяков

Русины — коренные жители Галицкой земли

Сегодняшняя Галичина является вотчиной радикальных националистов, здесь как грибы после дождя, растут памятники деятелям ОУН-УПА, а местные политики только и говорят, что о сталинском геноциде украинцев. О том, как именно Галицкая Русь стала Западной Украиной, эти же лица предпочитают помалкивать. Ведь данная тема для «сознательных» украинцев крайне неудобная, если не сказать — табуированная.

clip_image001Честно говоря, когда впервые узнаешь, что еще менее века назад Галичина носила имя Галицкой или Червонной (Красной) Руси, а ее коренное население, русины, называли свой народ «руськым», свой язык — «руською мовою», испытываешь нечто вроде шока.

Ведь даже сам этноним «русины», сохранил свидетельство об уходящем корнями в эпоху Киевской Руси русском единстве. И это несмотря на сотни лет иноземного господства. Но что еще более поразительно, русины до середины XX столетия считали себя частью большой русской нации, населявшей огромные территории от Карпат до Камчатки.

Лаборатория украинства

Живучесть и уникальность галицко-русского самосознания оценили еще в XIX веке, как друзья, так и враги, которых данный факт не порадовал.

Вспомним историю.

С 1772 года край находился в составе империи Габсбургов, а на местном уровне власть сохраняли польские паны, завладевшие этими землями в середине XIV столетия. Их глубинный интерес — любой ценой сохранить контроль над оторванными от Польши русскими землями.

Как это ни прискорбно для «свидомого патриота», но творцами галицкого украинства являлись отнюдь не русины.

Возрождение русского самосознания оказалось одинаково опасно, как для «лоскутной монархии», боявшейся потерять соседнюю с Российской империей провинцию, так и для местной польской шляхты, которая ненавидела Россию за историческую победу над Речью Посполитой.

clip_image002

Эти силы оказались заинтересованы в реализации альтернативного проекта.

Так, с подачи польской шляхты и католического духовенства в русинской среде зародилась новая партия или, скорее, политико-идеологическая секта, которая со временем отреклась не только от русского единства, но даже от своего древнего имени — русины, сменив его на искусственный, услужливо подсунутый поляками, этноним «украинцы».

Все это стало возможным под влиянием украинской сепаратистской идеи, основное содержание которой заключается в том, что малороссы и русины якобы составляют совершенно отдельный, и не связанный узами кровно-племенного и исторического родства с великороссами, народ. В свое время польская пропаганда потерпела фиаско в попытке убедить представителей малороссийской ветви русского племени в том, что они поляки, поэтому и была пущена в ход идея отдельного от русских, и даже чуждого им, сначала малороссийского, а затем и украинского народа.

Стоит ли говорить, что данные начинания были активно поддержаны австрийским правительством, которое, поднаторев в политических манипуляциях и игре на противоречиях, научилось эффективно использовать «новорусинов-украинцев» даже против их «создателей» — поляков.

«Плюсы» для Австро-Венгрии были очевидны: теперь русинское возрождение попадало под полный контроль, становилось лояльным и направлялось в нужное империи русло.

Уже можно не опасаться потери населенных русинами провинций. И мало того, при благоприятном стечении обстоятельств, открывалась возможность присоединить к Габсбургской монархии населенные малороссами земли Российской империи.

Поэтому, со второй половины XIX века сепаратистское украинское движение на территории России стало получать регулярную иностранную помощь, а лабораторией, где выращивался этот, в первую очередь антирусский продукт, стала Галичина.

В этой связи очень символично основание сверх-идеологизированной «украинской исторической школы», состоявшееся во Львове. Для чего ее «отец», уроженец Российской империи Михаил Грушевский, специально перебрался жить и «работать» на австрийскую территорию.

О степени объективности этой школы можно судить по таким историческим параллелям. Задайтесь вопросом: насколько объективны в своей критике власти, насколько свободны в своих действиях, получающие политическую и организационную поддержку, а также финансовую подпитку из зарубежных центров силы, антиправительственные оппозиционные движения в современной России и Белоруссии?

И может ли создаваемая ими «музыка» расходиться с интересами тех, «кто платит»?

Геноцид галицко-русского народа

В Галицкой Руси началась борьба, носившая неравный характер. Против сохранявших верность своим историческим корням и общерусской идее русинов пошли в ход репрессивные меры. Причем это ущемление в правах и угнетение части граждан, по сути, являлось одобренной на высшем уровне государственной политикой Венской конституционной монархии.

К сожалению, «свои» из числа «сознательных украинцев» приняли активнейшее участие в этой травле.

Наибольшего размаха антирусинский террор достиг в годы Первой мировой войны. Австрийские военные широко практиковали бессудные расстрелы и другие казни для всех заподозренных в русофильских симпатиях. Десятки тысяч русинов были заключены в созданный специально для них в центре Европы концентрационный лагерь Талергоф. В 1914-1918 годах репрессии приобрели масштабы настоящего геноцида. Этим событиям посвящен прекрасный документальный фильм "Трагедия Галицкой Руси. Концлагерь только для русских".

clip_image003Организованное галицко-русское движение был разгромлено...

Русины предвоенной Галичины

Однако, многие из тех, кто выжил и перенес этот ужас, все же остались верны русскому выбору. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты польской переписи населения 1931 года по Львовскому, Тарнопольскому и Станиславовскому воеводствам: русинами записались — 1 миллион 116 тысяч человек. Хотя общий, пусть и не столь значительный перевес в численности уже был за «украинцами» (1 миллион 660 тысяч человек).

Прекрасное представление об идентичности, носителями которой выступали русины предвоенной Галичины, о галицко-русской ментальности 30-х годов дает статья из Львовской газеты «Земля и воля» от 25 июля 1937 года.

«В путанице названий и понятий: старорусины, русины, россияне или русские» — озаглавлен текст передовицы еженедельного органа Русской Селянской Организации, написанный на русинском наречии.

По мнению автора статьи, время экспериментов осталось в прошлом. Пора осознать — кто такие русины и каково их настоящее имя. Он подробно разбирает значение каждого приведенного термина и в итоге приходит к выводу, что русины — это те же русские.

В целом, не утратившая свою актуальность до настоящего времени, статья написана с позиций национального единства всех русских племен.

Точка или многоточие?

Как ни парадоксально, но окончательно уничтожили галицко-русское самосознание, столь ненавидимые украинскими националистами «советы». После присоединения края к украинизированной Советской Украине в сентябре 1939 года, были закрыты все действовавшие до сих пор русофильские организации и газеты, начались гонения на видных деятелей галицко-русского движения. Сама память о русинском народе, долгие годы хранившем верность русскому национально-культурному единству была запрещена.

Так в Галичине восторжествовала украинская идея, сначала в умеренном советском варианте (за исключением периода немецкой оккупации), а после 1991 года — в националистическом.

И это действительно трагедия, трагедия могучей ветви русского племени, лишенной своего исконного имени, своих тысячелетних корней, памяти о прошлом.

clip_image004

Но, думается, что и в этом тяжелом случае еще не все потеряно.

Во-первых, определенный оптимизм внушает упорная борьба русинов соседнего Закарпатья за свои культурные и политические права. Продолжение и успехи этой борьбы обязательно приведут к ренессансу идеи общерусского единства на территории Западной Украины.

Во-вторых, агрессивное «украинство» по прошествии 20 лет официальной и неофициальной пропаганды, так и не стало «своим» для Юго-Востока нашей страны. И если при всех искусственно созданных благоприятных условиях его движение «пробуксовывает», то, целенаправленное волевое и организационное усилие сплоченного русского народа, способно не только остановить экспансию этого вируса, но и повернуть ее вспять.

И тогда надломленная ветвь галицких русинов вновь прирастет к могучему русскому древу.

Мирослав Руденко,

специально для alternatio.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий