31 авг. 2012 г.

Орудие флирта.

Культ Галантного Века. - Орудие флирта.
Говоря о веере, этом старинном орудии дамского кокетства, иные авторы (отчаянные гуманитарии!) убеждают читателей, что мода на веера прошла из-за огрубения и упрощения нравов – женщине стало попросту незачем стыдливо прикрывать опахалом личико и декольте. Мол, всему виной эмансипация и так называемый «половой вопрос». Другие авторы утверждают, что дело не столько в женщинах, сколько в...лампочках - моду на веера, по сути, уничтожило электричество.
Опахало веками служило даме, вынужденной пребывать в освещённых тысячами горящих свечей, гостиных и залах. По мере того, как в жизнь человека вторгался неумолимый прогресс, а бальные залы озарялись электрическим светом, утрачивалась и потребность в опахалах. Александр Рослин. «Дама с вуалью». 1760-е гг. Веер «Синий павлин». Ок. 1905 г. Мастерская Дювельруа. Жорж Барбье. 1920-е гг. К тому же, ускорившийся ритм жизни, бешеный стиль мегаполисов - это порождение эры автомобилизма, заставили женщину забыть об этой изящной игрушке, так долго служившей королевам и их фрейлинам, куртизанкам и добродетельным женщинам. Ах, да, конечно же, вы помните, что пьеса «Веер леди Уиндермир» имеет подзаголовок - «Пьеса о добродетельной (а в некоторых переводах - о хорошей) женщине». Впрочем, конечно, веер помогал даме скрыть смущение, смятение, ужас. «Услыхав это, Анна быстро села и закрыла лицо веером...». Однако же на модных иллюстрациях эпохи джаза мы часто видим женщин с веерами... Стало быть, веер ушёл не так быстро, как того хотела электрическая лампочка... Если проследить модные иллюстрации и светскую хронику, можно увидеть, что веер окончательно ушёл после Второй Мировой войны. Хотя, ушёл ли вовсе? В сувенирных лавках нам предллагаются восточные - пахнущие сандалом и - западные с эдаким барочно-рокайльным экраном - веера. Всё это очаровательные стилизации, позволяющие сделать нашу жизнь веселее, красивее, уютнее. Веер, как и корсет, никуда не делся, не исчез, как факт, как предмет, как данность. Просто он сделался атрибутом иных игр и иных отношений. Ушёл тот, давний смысл веера - утрачен навык использования. Зачем он нам, этот навык, эти смыслы, когда это просто красиво? Веера ипользуются при оформлении всяких ароматно-дамских, бесполезно-безделушечных магазинчиков или стен кафешек в винтажно-старинном стиле. Веерами обмахиваются девочки, которые играют «в принцесс» на реконструкторских или иных ролевых мероприятиях, вроде балов и маскарадов. Веер, как и корсет, из правила превратился в милое исключение. Веер 1770-х гг. Франция. Фрагменты веера 1770-х гг. Германия. Фрагмент модной картинки 1780-х гг. ...Веер пришёл с Востока. Однако на Западе жизнь его оказалась не менее увлекательной и полной смысла. Галантный Век - эпоха изысканных жестов и отточенной манерности - сделала веер союзницей флиртующей дамы. В моде - лёгкая влюблённость, шалости, игра в страсть при отсутствии самой страсти. Любая горячность, ревность, а по сути - сама любовь - считаются смешными и нелепыми. Утончённое ухаживание и даже - волокитство, роскошный стиль посланий, тайные встречи среди боскетов или в беседках, увитых розами - в этом был смысл отношений. Признание в любви - фи, как грубо! Сие можно сделать тонко, да и не любовь всё это, а всего лишь маскарад. Как неправы те, кто считает Галантный Век временем разврата. О, нет. Тем фарфоровым пастушкам было достаточно флирта и кокетливого перешёптывания, ибо половая страсть - это слишком низменно, громко, грубо и в итоге - скучно. А эпоха рококо больше всего боялась скуки. Маркизы в розово-голубых нарядах, припудренные и умело затянутые в тугие корсеты, скользили по бальным залам и рассеянно обмахивались веерами. Но рассеянность - это всего лишь маска, ибо все они готовы начать «любовную» игру. Для этой игры возникли некие правила - «язык веера», телеграф утончённого флирта. Это было особое умение, выверенная система жестов, при помощи которой дама могла объясняться с кавалером, не прибегая к словам. Этот «язык» постоянно менялся и дополнялся новыми значениями, но суть его оставалась прежней – при помощи «лепестков» своего опахала дама имела возможность сообщить мужчине гораздо больше, чем позволила бы себе сказать на словах... Вместе с гибелью Галантного Века ушёл, по сути, и «язык веера», ибо пришли иные времена, а жеманство, мушки и красные каблуки сделались смешными, жалкими, старомодными, достойными «...старых обезьян хвалёных дедовских времян». Изменение величины веера в зависимости...от высоты причёски и каблука. Примерно до середины XIX столетия веер являлся статусной вещью – умение «играть» опахалом отличало изысканных аристократок от неотёсанных обитательниц буржуазных кварталов. Жермене де Сталь приписывают фразу, что по умению держать опахало можно отличить истинную даму от парвеню. К концу XIX века веер окончательно покидает пределы светских салонов и входит в обиход практически каждой модной горожанки. Веер - всегда отржение эпохи, всегда спутник времени. Правление Любовика-Солнце? Экраны украшаются сценами из античной мифологии, рисунок тяжеловесен, веерные станки - золото на тёмном фоне. Эпоха Помпадур? Лёгкость и вычурность, розовые пухлые пастушки выясняют отношения на фоне розовых же облаков. Серебряный Век - Прекрасная Эпоха? Печальные ирисы, чёрное кружево, виньетки-змеи, экзотические пёрышки, рискованные сочетания. «Я разглядела на чёрном веере лиловость фиалок», - вспоминала сестра поэтессы - Анастасия Цветаева. Кстати, длина пластин веера напрямую связана с...величиной дамской причёски и высотой каблука. Плоская подошва и скромные размеры куафюр порождают маленькие веера эпохи ампира. По мере того, как дамская мода «обрастает» шикарными дополнениями в виде шиньонов и фальшивых кос, бантов и золотых колосьев, веер увеличивается в размерах. В эпоху турнюров, когда женщина уверенно носит своё шикарное тело на высоких каблуках, веер становится гигантским. Ах да, к турнюрной моде прилагается ещё и высокая шляпа, о которой всё тот же Лев Николаевич написал: «Бетси, одетая по крайней последней моде, в шляпе, где-то наверху парившей над её головой, как колпачок над лампой». Логика очевидна - веер не может диссонировать с общим видом, с общим строем. Громадный веер в руке парижской «Венеры» из наполеоновских салонов - безобразно. Маленькое опахало рядом с высокой фигурой - смешно. Веер следует за платьем, за шляпкой, за туфелькой, за временем. Веер-реклама Отеля Хауссман. 1910 г. Фотографии на экране - мастерская Вейваль. Франция. Веер-меню 1908 г. Мастер Бенджамен Лашёлан. Франция. Веера-рекламы, веера-меню, веера-программки. Их создают на один вечер и раздают приглашённым женщинам. Маркетинговый ход, помноженный на дамские капризы. Милый подарок от фирмы. Эпоха, называемая Прекрасной, создаёт шикарную упаковку для даже бабочки-однодневки. Всё обязано быть очаровательным - и манто куртизанки, и конфетная обёртка, и веер на один час. Скромная бумага тоже имеет право быть прекрасной, как и богатый шёлк. Эпоха очаровательных безделушек и тотального желания видеть исключительную красоту. «Красота выше гения, потому что не требует понимания». Ориентализм Бакста и Пуаре порождает моду на восточные опахала. «Распустив павлиньево свой веер, Вы к нему прижмётесь в тёплой дрожи…» Журналы пишут, что в моде веера с перышками павлина и убеждают, что именно такие опахала имеют место в сказочных дворцах магарадж. О последних дамы имеют столько же понимания, сколько в технике, которая тоже неумолимо наступает. Порождение века - веер 1900-х годов под названием «зефир» в виде мини-вентилятора. Эпоха джаза, золотые-двадцатые, ревущие-двадцатые - время автопробегов, дансингов, пляжей и - великосветского шика. А там, где есть шик, там обязан быть веер. В 1920-х годах веера часто встречаются в модных журналах. Они велики по размеру, чтобы выгодно сочетаться с высокой, стройной и тонкой дамской фигурой. Веера из перьев великолепны рядом с дамскими эгретами и эспри. Перья и пёрышки, одеяния беспечных птичек - флапперов. Ар Деко - эпоха причудливых видов и прихотливого вкуса. В 1930-х веера иной раз дополняют туалеты в «историческом» стиле. Соседствуя с турнюрами от Скьяпарелли и треуголками от Лелонга, они, как ностальгия по неспешному прошлому... Иллюстрация Жоржа Барбьбе. Фрагменты. 1920-е гг. По центру - модная картинка с вечерним платьем дома 'Worth'. 1920-е гг. После войны веера ушли со страниц модных картинок, растворились. Даже диоровский New Look не способствовал их возрождению. Но нам по-прежнему нравится этот предмет. Веер - символ, веер - игрушка, веер - дополнение к шикарному туалету или - деталь винтажно-претенциозного декора. Веер - воспоминание о прошлом, о прабабушкиных сундуках и шкатулках (если кому повезло!). Как там у Черубины де Габриак? «В Петербург мы вернулись - на север. Снова встреча. Торжественный зал. Черепаховый бабушкин веер ты, читая стихи мне, сломал». Возможно, в наших стандартных квартирах и не менее стандартных шкафах у кого-нибудь хранится старинное орудие флирта, купленное прапрапрабабушкой по случаю визита в Париж? Хочется верить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий