16 сент. 2016 г.

Хронология: 16 сентября | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта

3 сентября 1917 г. (16 сентября по новому стилю):
Харьковские большевики в ответ на события, связанные с подавлением корниловского мятежа, официально заявили: «Харьковский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов признается единственной властью в городе».
Харьковские большевики обнародовали проект устава местной Красной гвардии (которая затем стала основой армии Донецкой республики). Проект был фактически полностью списан с устава петроградских красногвардейцев.
В Бердянске создана местная организация РСДРП(б). Позже Бердянск попросился принять его в состав Донецкой республики.


16 сентября 1918 г.:
К. Ворошилов издал приказ № 72 о маневре 1-й Коммунистической дивизии (созданной в основном из отрядов Донецкой республики). Согласно приказу, дивизия перебрасывалась на ст. Иловля, откуда должна была начать массированное наступление на север и северо-запад. Приказ должен был быть исполнен в ночь с 17 на 18 сентября.
План переброски войск по приказу Ворошилова от 16 сентября 1918 г.
В тот же день Ворошилов выехал в район станции Ремонтная, чтобы лично выяснить на месте положение красных частей, отрезанных в августе от Царицына.
ВЦИК принял постановление об установлении первой боевой награды советской России – ордена Красного Знамени.
16 сентября 1919 г.:
Секретарь ЦК РКП(б) Елена Стасова разослала письмо губкомам партии, в котором сообщила: «Центральный комитет РКП (большевиков) предлагает вам всех коммунистов, приезжающих с Украины без надлежащего разрешения ЦК КПУ под предлогом доклада и сдачи дел, считать дезертирами и подлежащими немедленному аресту».
Деникинская сводка за 16 сентября сообщала: «В районе Короча наши части подходят к линии железной дороги Касторная-Валуйки… В районе Обояни нами разгромлен 53-й советский полк. Командир полка и несколько сот красноармейцев взяты в плен… На Черниговском направлении противник значительными силами перешел в наступление. Упорный бой в районе продолжается».
Генерал А. Кутепов издал приказ № 219 о лишении званий и каторжных работах сроком на 15 лет для прапорщика корниловского полка Гордея Неронова, который был признан виновным в вымогательстве денег с еврея Гирши Краймана. Согласно приговору суда, прапорщик вымогал с жертвы 25 тыс. рублей, угрожая в противном случае повесить еврея и убить членов его семьи.
В 13.00 в Харьков из Таганрога торжественно прибыл митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), с 1914 по 1917 гг. бывший архиепископом Харьковским. Митрополит встретился с харьковским священноначалием и вместе с архиепископом Георгием провел богослужение в Успенском соборе. Местные газеты особо отмечали: «Митрополит Антоний возвращается в Харьков после долгого отсутствия, во время которого владыка перенес ряд преследований со стороны петлюровцев, не постеснявшихся лишить русского иерарха свободы и заключить его в один из галицийских монастырей».
Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1917 г. (картина М. Нестерова)
В харьковской белогвардейской газете «Новая Россия», получившей из Киева известия о муссировавшихся там слухах по поводу предстоящего дележа министерских портфелей, профессор В. Даватц написал: «Сладкий запах портфелей много содействовал всероссийскому угару. Начался он, кажется, в Кронштадте, который вообразил себя средневековой Венецией и объявил самостоятельную морскую республику. Потом, то замирая, то возраждаясь вновь, пробуждал к жизни то «Донецко-Криворожскую республику», то Украину, то Грузию, то Азербайджан. И было совсем правдоподобно, что в Киеве, где запах портфелей живуч par exellence, заговорили о министерских постах, не успев даже похоронить жертв чрезвычайки. Запах портфелей очень соблазнителен. И нечего удивляться, что особый вид профессии – служить в министрах – приобрел такое распространение… В воздухе, пропитанном трупами, запах портфелей способен возбудить только отвращение».
В той же газете опубликован интересный очерк, в котором очевидец событий в Гуляй-Поле (подписан псевдонимом «W») дает любопытные характеристики Нестору Махно. Автор описывает бесчинства махновцев в соседних с Гуляй-Полем селах: «Больше всего пострадали от этих налетов расположенные в окружности немецкие колонии. Есть колонии, где почти все мужчины вырезаны, а женщины подвергнуты бесконечным насилиям. Безграничная власть, дикая патологическая жестокость и пьяный разгул темных властителей тяжелым кошмаром останутся в памяти свидетелей этих событий».
В харьковской прессе опубликовано письмо известного российского борца Георга Луриха: «Ввиду того, что в печати неоднократно появлялись сообщения о моей прикосновенности к большевизму, о привлечении меня к суду, об аресте и т.д., я категорически заявляю, что никакого отношения к большевизму не имел и что все слухи о моем аресте или суде надо мной являются чистым вымыслом». На самом деле, путаница происходила из-за того, что деникинцами был осужден бывший начальник советской милиции Керчи Арнольд Лурих (см.http://kornilov.name/hronologiya-13-avgusta/).
Георг Лурих
В харьковском Большом театре (театр братьев Кучеровых) состоялся концерт выдающегося российского оперного певца Дмитрия Смирнова. Вместе с ним также выступил артист Мариинского театра Константин Кайданов. Сборы от концерта пошли в пользу санитарного поезда имени генерала Май-Маевского. Пресса очень горячо отозвалась на концерт, восхваляя таланты Смирнова. При этом отмечалось:«Досадные помехи (в первом отделении потухло электричество, а в промежутке между первым и вторым разыгрывалась на «американском аукционе» бутылка водки!) не помешали выдающемуся успеху концерта».
Дмитрий Смирнов
В Севастополе приговорена к смерти через повешение известная анархисткаМаруся Никифирова, участвовавшая в установлении советской власти в Харькове и оперировавшей на территории Донецкой республики в 1918 г. (см.http://kornilov.name/hronologiya-19-aprelya/). Вскоре после приговора она была казнена деникинцами. Позже газета «Киевская жизнь» сообщила: «Никифорова на суде держалась вызывающе, и, после прочтения приговора, стала бранить судей. Расплакалась она только при прощании с мужем. Муж ее, Витольд Бржостек, обвинявшийся в укрывательстве, также расстрелян».
Маруся Никифирова
16 сентября 1920 г.:
Под натиском Врангеля советские войска отошли в район Волновахи.
Хронология: 16 сентября | Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта

Комментариев нет:

Отправить комментарий